September, 16, 2024

Андрей Деменков: Эстония запнулась на пути в пятерку лидеров

Поделиться

Андрей Деменков.Фото: Личный архив

Что бы ни говорили критики, Партия реформ была одной из ключевых политических сил, действия которой позволили Эстонии добиться больших экономических успехов за последние два десятка лет. Но сегодня ее же поступки могут привести к резкому замедлению роста, считает публицист, соавтор медиапроекта «Два прибалтайца» Андрей Деменков.

На днях с подачи депутата от Центристской партии Вадима Белобровцева в Рийгикогу вспомнили давнюю историю, которую в народе время от времени до сих пор любят обсуждать. В 2007 году тогдашний лидер реформистов Андрус Ансип перед парламентскими выборами выдвинул привлекательную идею вывести Эстонию за 15 лет в пятерку самых зажиточных государств Европы. С той поры прошло уже 16 лет, однако ситуация практически такая же, как и тогда, эта цель все так же далека, сказал Белобровцев нынешнему лидеру Партии реформ Кае Каллас.

Премьер-министр справедливо парировала, что на самом деле Эстония проделала за эти полтора десятилетия большой путь и существенно поднялась в табели о рангах. Правда, она тоже воспользовалась не совсем корректными данными, говоря о том, что страна с ВВП на душу населения в 48% от среднего по ЕС в 2004 году к нынешнему времени поднялась до 87%. В 2004-м в Евросоюзе еще не было Болгарии, Румынии и Хорватии, а Великобритания, наоборот, еще была. Очевидно, что вступление в ЕС относительно бедных балканских стран и выход богатого Соединенного Королевства не сильно, но все же понизили средний уровень ВВП союза.

На мой взгляд, успешное развитие Эстонии нагляднее показали бы конкретные сопоставительные примеры. В России не любят об этом вспоминать, но в 2003-м президент Владимир Путин озвучил идею догнать Португалию по ВВП на душу населения. В ту пору это была наименее развитая страна Евросоюза, но все же старая, зажиточная Европа, сравняться с которой по уровню жизни было привлекательной целью. Россия так и не справилась с задачей. Зато Эстония выполнила и даже перевыполнила.

Не только Португалию

В 2004-м наш ВВП на душу по паритету покупательной способности (ППС) составлял 50% от среднего уровня по ЕС, состоявшему тогда из 25 стран. Позади были лишь Литва (48%), Польша (47%) и Латвия (43%). В очереди на вступление в ЕС еще стояли Хорватия (46%), Румыния (32%) и Болгария (30%). К 2022-му Эстония (уже 87%) обогнала Грецию (68%), Словакию (68%), Венгрию (77%), Португалию (77%) и даже Испанию (85%)! Правда, нас умудрилась за это же время обойти Литва (89%). И все же, если в 2004-м Эстония была лишь на 22-м месте, то сегодня – на 17-м.

Все равно до пятерки еще далеко, скажет скептик. И будет, конечно, прав. Только такая ли уж страшная вина Партии реформ в том, что страна при ее преобладающем руководстве поднялась в списке по уровню богатства лишь на 5 позиций вместо обещанных 18? Ансипа можно упрекнуть только в том, что, окрыленный успехами первой половины 2000-х, когда ВВП Эстонии в иные годы рос больше, чем китайский, он явно уповал на продолжение бума. В этом случае Эстония за 15 лет наверняка запрыгнула бы на заветное пятое место.

Но бумы не бывают бесконечными. Более того, всего через год разразился тяжелейший глобальный кризис, который особенно больно ударил по Эстонии, отбросив ее экономику на несколько лет назад. И все же, справившись с ударом, страна продолжила, пусть и не такой бурный, как прежде, однако довольно быстрый рост. В то время как иные европейские государства с трудом сохраняли ранее достигнутые высокие позиции, а некоторые и вовсе пережили драматичный спад. Например, Греция с 82% от среднеевропейского ВВП упала к 68%. Да и Испания к своим нынешним 85% откатилась с 98% в 2004-м, хоть ее экономика и не стояла на месте.

Вряд ли стоит предъявлять реформистам претензии в том, что они не сумели бесконечно поддерживать состояние бума. Это ни к чему хорошему не привело бы: одна из причин глубокого спада в кризис конца 2000-х заключалась в том, что экономика уже тогда была перегрета и нуждалась в некотором охлаждении и снижении темпов роста до более умеренных. Не так быстро, но и с ними Эстония продолжила подниматься в списке благополучия ЕС. Пока не случился новый кризис, а предпринимаемые меры по выходу из него не стали сильно отличаться от тех методов, которые использовала Партия реформ времен Ансипа и Сийма Калласа.

Реформисты, да не те

Когда, отвечая Белобровцеву, Кая Каллас уверяет, что предпринимаемые нынче государством шаги необходимы для того, чтобы Эстония продолжала ускоренно двигаться в топ европейского списка богатых стран, меня одолевают серьезные сомнения.

В конце 1990-х и начале 2000-х одной из главных идей Партии реформ было максимальное снижение налоговой нагрузки вплоть до введения нулевой ставки на нераспределенную прибыль. Сегодня правительство с реформистами во главе набрасывает на экономику одну налоговую удавку за другой. Некоторые решения, например, повышение НСО на гостиничный бизнес, ставит под удар конкурентоспособность эстонских фирм на внешних рынках.

Понятно, что времена иные, нам не повезло оказаться в затяжном многоплановом кризисе, который начался в 2020-м с пандемии ковида, а сейчас продолжается под грохот пушек в Украине. Бюджетные расходы значительно превысили доходы. Но отчасти и по вине реформистского правительства, которое бросило бизнес в период энергетического кризиса на произвол судьбы, из-за чего экономический спад в Эстонии оказался самым ранним и одним из наиболее глубоких в ЕС. И новые налоговые решения грозят сократить и без того вялое нынче потребление, что опять-таки отразится на бизнесе. Подорожание из-за повышения налогов вряд ли поможет эстонской продукции расширить внешние рынки сбыта, а экономике в целом – перейти к бодрому росту.

Как бы не стало нашим достижением на ближайшие годы хотя бы сохранение нынешней позиции в списке стран по уровню зажиточности.

Смотрите также

Последние новости