July, 27, 2024

В двое ворот одновременно: депутаты проголосовали за предоставление десятков тысяч евро своим спортивным клубам

Поделиться

Жизнь в волости Раазику продолжается: муниципалитет ежегодно инвестирует десятки тысяч евро в спортивные клубы, а также планирует дорогостоящие инвестиции в спорт. В волостное собрание при этом входят представители крупных спортивных клубов.Фото: Andras Kralla

Несколько депутатов волостного собрания Раазику участвуют в обсуждении решений, касающихся их самих, и голосуют, не видя в этом никакой проблемы.

В харьюской волости Раазику финансирование спорта, кажется, работает таким образом, что один и тот же человек бьет пенальти и одновременно стоит в воротах: неважно, попадет ли мяч в ворота или вратарь возьмет пенальти, результат все равно будет одинаковым.

Если на протяжении многих лет, по словам тех, кто знаком с деятельностью волости Раазику, финансирование спорта в основном осуществлялось по индивидуальным заявкам, то есть не было конкретных критериев, по которым волость распределяла деньги по клубам, то прошлой осенью для спортивных чиновников все изменилось. Волость приняла новый порядок финансирования юношеского спорта, согласно которому для клубов были определены два основных метода финансирования: подушевой, то есть сумма, которую клуб получает от волости в зависимости от количества детей, посещающих тренировки, и дотация на зарплату тренера, часть которой выплачивает государство, а другую добавляет муниципалитет.

Волость Раазику активно занимается спортом, шутники даже называют ее олимпийской деревней. Например, муниципалитет с населением 5000 человек планирует построить футбольный зал с ПВХ-покрытием стоимостью в сотни тысяч евро, где можно было бы с комфортом играть зимой. Здесь можно заниматься различными видами спорта, от хоккея до кроссфита, а небольших местных НКО, работающих как спортивные клубы, просто пруд пруди.

В этом году поддержку начали получать восемь спортивных клубов волости. Каждый клуб получает около 2000–4000 евро в качестве подушевой дотации, а два крупнейших спортивных клуба волости получают и тренерскую дотацию – 17 000 евро и 22 500 евро соответственно.

Двумя крупнейшими спортивными клубами в Раазику, которые, следовательно, также получают более существенные подушные дотации в размере 10 000 евро, являются футбольный клуб FC Joker и спортивный клуб Aruküla, который занимается гандболом. Член правления клуба Joker Маарья Сикут также является председателем волостного собрания Раазику, а тренер клуба Рене Лилль является членом волостного комитета по образованию, культуре, социальным и спортивным вопросам. Член правления спортивного клуба Aruküla Кади Таммару является заместителем председателя волостного собрания и вместе с членом правления гандбольного клуба Аво Мёльсом, директором начальной школы Арукюла, входит в спортивный комитет волостного собрания. Дочь Аво Мёльса, Мари Мёльс, местная любительница гандбола, также является членом последнего.

Представители других местных спортивных клубов не входят в спортивный комитет или волостное собрание.

Спортивные менеджеры участвовали в голосовании

В клубе Joker тренируются около 150 детей, это крупнейший футбольный клуб волости. По словам главы собрания Маарьи Сиккут, она двадцать лет занимается детским спортом. Документы волости показывают, что, в сентябре прошлого года в результате голосования собрание утвердило новый порядок финансирования молодежного спорта, а незадолго до этого, в августе Сикут приняла участие в заседании спортивного комитета собрания, членом которого она не является.

Из протокола заседания неясно, выступала ли она по стоявшей на повестке дня теме детско-юношеского спорта, но в комитете обсуждали именно это – порядок его финансирования. В протоколе не указано, кто что сказал, а просто указано, что «состоялось обсуждение».

Маарья Сикут, председатель собрания Раазику и член правления ФК Joker, считает, что у нее нет оснований воздерживаться от голосования, касающегося спортивной жизни волости.Фото: kuvatõmmis väljaandest Sõnumitooja

Сикут заявила, что действительно присутствовала на некоторых заседаниях комитета.

Кроме того, в заседании приняли участие представители гандбола Аво Мёльс, Кади Таммару, Мари Мёльс. Член спортивного комитета и член правления ФК Joker Рене Лилль отсутствовал, но клуб представляла в качестве гостя Сикут.

Новый порядок финансирования спорта был вынесен на голосование на заседание волостного собрания в следующем месяце. На нем присутствовали все представители двух больших клубов: Маарья Сикут, Рене Лилль, Аво Мёльс и Кади Таммару.

Поскольку новая процедура коснулась и связанных с ними клубов, участники должны были отказаться от голосования. Но есть нюансы.

Новый порядок финансирования в Раазику

Согласно новому порядку, принятому осенью прошлого года, клубам выплачиваются подушные и тренерские надбавки.

Подушные выплачиваеюся в зависимости от количества детей, тренирующихся в клубе. Их получают клубы, тренеры которых имеют квалификацию 4-го уровня. Не менее 12 детей должны тренироваться в командных видах спорта, 6 детей – в индивидуальных.

Тренерская поддержка доступна клубам, в которых тренер имеет квалификацию 5-го уровня. Это требование исходит из закона, согласно которому государство выплачивает тренерскую надбавку как минимум тренерам 5-го уровня.

Этой осенью волостное собрание Раазику снова обсудит изменение порядка.

Двое ушли, двое остались

Маарья Сикут и Рене Лилль отказались от голосования. «Мне сказали, что мой муж — тренер и является тренером высшей категории (намекает, что тренерская надбавка выплачивается только тренеру достаточной категории — ред.). Для меня это произвольная ассоциация!» – прокомментировала Сикут, добавив, что сама бы не отказалась от голосования. Поскольку Рене Лилль является тренером ФК Joker, он воздержался от голосования, так как в том числе решался вопрос о выплате тренерской дотации.

Однако Аво Мёльс, будучи членом правления спортивного клуба Aruküla, второго по величине клуба в волости, насчитывающего 130 любителей, не счел необходимым отказаться от голосования по вопросу финансирования молодежного спорта. Поначалу он заявил Äripäev, что не принимал участия в голосовании и взял самоотвод. В ответ на замечание журналиста о том, что на видеозаписи видно, как он поднял руку, Мёльс заявил, что уже точно не помнит голосования, которое состоялось в сентябре прошлого года.

«Если подумать, я даже спрашивал. Я сел в уголке и сначала встал, чтобы уйти, но потом мне сказали, что, наверное, мне не надо уходить». Однако на интернет-трансляции заседания совета не видно, чтобы он это сделал. Мёльс сидел за столом между двумя членами комиссии, а не в углу.

Мёльс проголосовал за новый порядок финансирования детско-юношеского спорта, то есть дал свое одобрение новому порядку, который, в том числе, касался дотаций, выплачиваемых его собственному клубу. «Я лично не выиграю от этого решения. В конце концов, это для детей и тренеров. Я являюсь менеджером клуба, но не вижу выгоды, которую бы я получил от этого решения», — пояснил он.

Член собрания Раазику и член правления спортивного клуба Aruküla Аво Мёльс считает, что он вел себя в собрании правильно, участвуя в голосовании по вопросу о спортивных дотациях в волости.Фото: kuvatõmmis väljaandest Sõnumitooja

На вопрос, не ощущал ли он давления покинуть голосование, когда это сделали представители Joker Маарья Сикут и Рене Лилль, Мёльс дал логичный ответ: «Поскольку представитель Joker Рене является тренером клуба, для него это было напрямую выгодно. Мне не платят. Председатель собрание ушла еще и потому, что ее муж – тренер».

Сикут, однако, считает, что Аво Мёльс находится в спорткомитете как директор школы Арукюла, а не столько как руководитель своего гандбольного клуба. Также, по мнению Сикут, членство в собрании не является достаточным основанием для отказа от голосования. «Аво Мёльс – не тренер», — добавила Сикут.

Она также отметила, что, поскольку порядок финансирования детско-юношеского спорта является общим актом, т.е. голосование шло не о финансировании конкретного клуба, а об общем порядке их финансирования, она не считает, что что-то было сделано не так. «В случае общих актов не обязательно воздерживаться от голосования», – сказала она.

Позицию Сикут разделяет Кади Таммару, заместитель председателя правления спортивного клуба Aruküla, которая взяла на себя руководство заседанием и организацию голосования, когда Сикут покинула зал. Как член правления спортивного клуба она также проголосовала за установление нового порядка финансирования молодежного спорта.

«Я понимаю, что может возникнуть вопрос, есть ли здесь коррупция, но это общий акт. Если бы встал вопрос о том, стоит ли давать деньги непосредственно спортивному клубу Aruküla, думаю, я бы отступила. Однако заседание собрания должен кто-то вести, и эта ответственность лежит на вице-председателе. Все голоса в любом случае были бы собраны, поскольку это постановление не исходило из политических интересов», – пояснил Таммару.

По ее мнению, председатель собрания Сикут не должна была воздерживаться от голосования. «Для меня это не так однозначно. Мы проголосовали за общее постановление, мы не установили напрямую ни зарплату, ни какие-то льготы для кого-либо. НКО занимается детьми и молодежью, оно десятилетиями существовало на энтузиазме создателей, без личной выгоды». Она также заметила, что юридически связана со спортивным клубом Aruküla, но не принимает там активного участия.

По словам Таммару, она старается держаться в стороне от принятия решений о спортивной жизни волости, но воздержаться от обсуждения не представляется возможным. «Поскольку кто-то должен придумать эти вещи. Если мы просто возьмем людей с улицы, у них ничего не получится, потому что у них нет информации. Если говорить о школе, то с директорами школ, если говорить об уборке снега, то с дворниками, если говорить о спорте, то со спортсменами», – пояснила она.

Адвокат: необходимо не только выйти из помещения, но и отказаться от всего процесса

Бывший генпрокурор, который вел в суде крупные коррупционные дела, а ныне адвокат Стевен Христо Эвестус заявил, что, согласно антикоррупционному закону, нельзя осуществлять действия в отношении связанных с чиновником лиц, причем такими считаются и члены руководящих органов НКО. «Если у них есть экономический интерес – хотя бы в виде дотации – то, по-моему, вдвойне нельзя», – сказал Эвестус.

Он подчеркнул, что не имеет значения, приведет ли это решение к какой-то личной выгоде или нет. «Если за решения голосуют связанные лица, члены правления клуба, то здесь все равно существует конфликт общественных и частных интересов – оба интереса представлены, и нужно выйти из процесса принятия публичных решений».

По его словам, не имеет значения, было ли решение в конечном итоге принято в пользу фигуранта или нет. «Важно оставаться в стороне от процесса принятия решений как связанному с ним лицу с целью избежать конфликта интересов и предотвратить коррупцию».

Также, по его словам, не имеет значения, простой ли это член собрания или председатель, в любом случае все участники принятия решения обязаны в таких случаях взять самоотвод. Эвест привел и исключение, когда обязательство по самоотводу не применяется: если аналогичное решение принимается одинаково, например, в отношении всех школ муниципалитета, то речь не может идти конкретно об интересе одной школы.

(В Раазику проголосовали за условия присуждения дотации, а не за присуждение отдельных дотаций или за одинаковые дотации всем клубам, но клубы все равно должны подавать заявку на дотации по одиночке на основании этих условий – ред.)

По мнению Эвестуса, важно не только выйти из помещения, чтобы исключить участие в итоговом голосовании, но и остаться в стороне от всего процесса. «Это сигнал опасности, когда в игре собственные интересы и человек руководит подготовкой с самого начала, но не участвует в итоговом голосовании», – сказал он.

17 000 евро на тренерскую поддержку

Как уже было сказано, одновременно с новым финансированием вступила в силу система подушных и тренерских надбавок. Если дотация клубам выплачивается по количеству детей, посещающих тренировки, и при условии, что не менее 12 детей посещают тренировки в командных видах спорта и 6 детей в индивидуальных, то с тренерской дотацией ситуация несколько сложнее. Претендовать на нее могут только клубы с тренерами EKR (Эстонской профессиональной квалификационной системы – прим. ред.) 5-го уровня. Согласно новому порядку, условиям тренерской поддержки соответствовали только два клуба: ФК Joker и спортивный клуб Aruküla, то есть те, члены правления которых также входят в спортивный комитет и волостное собрание.

Однако оказалось, что Joker не получил тренерской дотации с первого раза. Половину зарплаты тренеру должно выплачивать государство, а вторую половину — волость, но Joker, который в остальном соответствовал условиям, не удалось получить поддержку от государства. По словам Сикут, это была техническая проблема.

Однако вскоре эта проблема была решена, поскольку член совета Аво Мёльс подал в волостное собрание заявление о выплате ФК Joker дополнительных денег, чтобы дети не оставались без спорта, а тренеры – без зарплаты.

При этом автором заявления, которое Мёльс подал под своей подписью, на самом деле была сама член правления ФК Joker Маарья Сикут.

«Я взял на себя ответственность. Я люблю спорт, почему я не могу сделать это как член собрания? Маарья Сикут – председатель собрания и просит деньги для себя – знаете, чем это пахнет? Тогда мы уже говорим о коррупции. Оппозиция опять сделает стойку, что председатель собрания просит деньги. Я посмотрел на суть и необходимость работы и был готов подать этот запрос от своего имени», — пояснил Мёльс.

Сикут заявила, что в данный момент не может прокомментировать ситуацию. «Для меня это тоже не имеет существенного значения. В первую очередь это обсуждалось в экономическом комитете, откуда я вышла во время обсуждения этой темы», – заявила Сикут. Она предположила, что этот файл был подготовлен после заседания экономического комитета. «Никто, кроме меня, ничего не делает на моем компьютере», — заявила она, однако, по ее словам, она не давала Мёльсу указаний просить для ее клуба дополнительные деньги. Волость выплатила ФК Joker дополнительно 17 000 евро.

По мнению Сикут, без поддержки клуб не смог бы обойтись.

За некоторые ошибки следует суровая расплата

Член правления волейбольного клуба MTÜ Aruküla VK, действующего в волости Раазику, Карри Урбан заявил, что его клуб пытался подать заявку на тренерскую дотацию, но допустил ошибку при подаче заявки и потерял деньги. «Система или процедура финансирования хороша сама по себе. Требование, чтобы тренер был квалифицированным, тоже хорошо», – оценил Урбан. Маарья Сикут заявила, что собрание не знало, что клуб допустил ошибку при подаче запроса.

Клубы готовы похвалить новую систему

Клубы, получившие поддержку волости Раазику в этом году, считают, что новая система хороша, но есть над чем работать.

Член правления НКО MTÜ Aruküla Sulgpalliklubi Кайса Симон заметила, что если раньше клуб не получал от самоуправления ни цента, то теперь дела обстоят иначе. По ее мнению, 5-й уровень, необходимый для тренерской поддержки, мотивирует.

Яаника Кяэс, член правления MTÜ Arenculle, занимающегося хоккеем в закрытых помещениях, считает, что одновременное членство в волостном собрании и правлении спортивных клубов может указывать на конфликт интересов.

Она считает, что если раньше деньги распределялись на неясных основаниях, то новый порядок сам по себе намного лучше. Однако Кяэс признает, что новая система, согласно которой деньги получает только клуб, в котором тренируются не менее 12 человек, имеет ограничительный характер. В нескольких видах спорта можно собрать команду с меньшим количеством детей и соревноваться. «Если у меня будет 7 детей, я все равно смогу поехать на соревнования, но поддержки не получу. Если не получишь поддержку, все равно придется платить за транспорт и участие, никуда поехать невозможно», – заявила она.

По мнению Кяэс, также несправедливо, что дотацию получают клубы, тренер которых имеет как минимум 4-й уровень. По ее словам, это слишком жесткое требование, в некоторых видах спорта этого уровня сложно достичь, хотя волость и дала переходный период.

Свен Лиллимяги из MTÜ Aruküla Kergejõustikuklubi заявил, что надбавку мог бы получать тренер, обладающий разумно высокой квалификацией. «Учитывая, что есть много неквалифицированных тренеров, это имеет смысл», – сказал он.

Смотрите также

Последние новости