July, 27, 2024

Новое обязательство на шее эстонских импортеров – и многие о нем даже не подозревают

Поделиться

Все эстонские компании, импортирующие цемент, железо, сталь, алюминий, удобрения, электричество или водород из стран, не входящих в ЕС, с октября должны зарегистрироваться в Департаменте охраны окружающей среды, а с нового года – отчитываться об углеродных выбросах на приобретенный товар.

Платить дополнительные пошлины пока никому не нужно, но декларировать углеродный след на приобретенный за пределами ЕС товар уже придется.Фото: Андрас Кралла

Брюссель намерен поддержать европейскую промышленность, а заодно и пополнить казну Евросоюза с помощью новых углеродных пошлин на импорт целого ряда товаров из стран, не входящих в состав ЕС.

К 31 января 2024 года от эстонских импортеров ожидаются отчеты о количестве импортированных товаров, прямых и косвенных углеродных выбросах, связанных с этими товарами, а также о том, была ли в странах-экспортерах уплачена какая-либо пошлина, аналогичная европейским квотам на выбросы углекислого газа.

Речь идет о так называемом механизме регулирования углеродных выбросов на границе (CBAM, Carbon Border Adjustment Mechanism), переходный период для которого начался 1 октября 2023 года и продлится до конца 2025 года.

Это означает, что платить дополнительные пошлины пока никому не нужно, но декларировать углеродный след на приобретенный за пределами ЕС товар уже придется. В случае невыполнения этой обязанности возможны штрафы — 50 евро за каждую незадекларированную тонну выбросов углерода.

Проблема в том, что переходный период в разгаре, тогда как многие заинтересованные стороны о своей новой обязанности даже не слышали.

Основная цель CBAM — уравновешивание условий конкуренции между европейскими и неевропейскими производителями.

CBAM предполагает введение налога на углеродные выбросы для товаров, ввозимых из стран, где нет аналогичного налогообложения или квотирования углеродных выбросов. Это позволит предотвратить «утечку углерода» — перенос производства в страны с менее строгими экологическими стандартами.

Многие еще не в курсе

В Союзе производителей строительных материалов, члены которого работают с цементом, железом, сталью и алюминием, заявили, что, к сожалению, они вообще не в курсе ситуации.

«Последнее время появляется столько различных требований, что уследить за всеми из них довольно сложно», — отмечает исполнительный директор союза Марина Ваганова. – «Мы часто узнаем о важных изменениях из СМИ».

Ситуация не лучше и у фермеров. В Эстонию из третьих стран импортируются удобрения на десятки миллионов евро: в прошлом году на 92 млн евро, а за восемь месяцев текущего года — на 14 млн евро.

Что из импорта придется декларировать?

Под цементом подразумеваются как сам цемент, так и каолиновые глины.

В категорию удобрений входят азотная кислота, аммиак и калийная селитра.

Помимо железной руды, в список включены различные металлические изделия, начиная с рельсов и заканчивая железнодорожными цистернами, болтами и шайбами.

Под алюминием подразумеваются всевозможные алюминиевые конструкции, резервуары и даже алюминиевая лента.

По подсчетам европейских промышленных предприятий, европейский механизм регулирования углеродных выбросов на границе (CBAM) распространяется примерно на 350 наименований продукции из стали 58 наименований продукции из алюминия.

Глава Сельскохозяйственно-торговой палаты Антс Ноот с сожалением признался в том, что не сможет прокомментировать ситуацию, так как ничего о новых пошлинах не слышал.

«Надеюсь, что предприятия более осведомлены в данном вопросе, и теперь у меня появилась еще одна рабочая задача» – заявил Ноот, добавив, что Сельскохозяйственно-торговая палата не принимала участия в обсуждении этой меры.

Тем временем европейские предприятия химической промышленности уже в растерянности, поскольку не могут до конца разобраться в том, на кого же из них распространяются нововведения.

Вопросы есть и в отношении всевозможных малых фирм, которые могут, к примеру, импортировать железные винты из Турции и внезапно обнаружить, что теперь их следует декларировать на предмет углеродных выбросов.

Если даже европейские компании плохо подготовлены ко всем этим изменениям, можно предположить, что их зарубежные торговые партнеры нынче в еще худшей ситуации.

На реализацию уходят годы

Крупные компании, разумеется, осведомлены лучше остальных. Как отмечает глава Союза химической промышленности Халлар Мейбаум, многие темы, связанные с Зеленым соглашением ЕС, могут стать для наших политиков неожиданностью, однако химическая промышленность к изменениям готова и всегда хорошо информирована.

«В то же время это не значит, что мы всегда согласны со всем, что исходит из Европейского парламента и от Еврокомиссии», – поясняет Мейбаум.

По его словам, в сфере химической промышленности слишком мало внимания уделяется косвенным выбросам. Мера также должна распространяться на так называемые продукты вторичной переработки, которые являются производными от продуктов, подлежащих декларации – иначе часть местных предприятий просто переберется за границу, за пределы ЕС.

Как рассказывает глава Heidelberg Materials Kunda Меэлис Эйнстейн, предприятие входит в общеевропейскую лоббистскую группу цементной промышленности, а потому они также отлично осведомлены о нововведениях.

Сама же мера весьма эффективна, констатирует Эйнстейн, просто ее внедрение занимает слишком много времени.

«Сейчас от притока цемента из-за рубежа нас защищает только война. Белорусский цемент ранее завоевал рынки Литвы, Латвии и даже Эстонии. У них нет квот на выбросы углекислого газа, в то время как наши производители вынуждены как-то между этих квот лавировать», – поясняет он.

За пределами Европы в последнее время осуществляются серьезные инвестиции в производство именно с целью выхода на европейский рынок, так что введение новых пошлин на импорт из третьих стран, безусловно, поддержит местных производителей, уверен Эйнстейн.

С другой стороны, связанные с мерой финансовые обязательства вступят в силу только с 2026 года – к тому времени ситуация для многих предприятий может кардинально поменяться, констатирует глава Heidelberg Materials Kunda.

Пару лет на сбор данных

Ведущая роль в информировании предпринимателей о нововведениях принадлежит Департаменту окружающей среды. По словам представителя ведомства, сегодня они активно сотрудничают в этом плане с Налогово-таможенным департаментом.

Первичное информирование лиц, деятельность которых затронут новые пошлины на импорт, проводится именно через Налогово-таможенный департамент при декларировании товаров с соответствующим кодом, поясняет он.

Стоит отметить, что ближайшие два года будут потрачены исключительно на сбор данных, чтобы разработать методологию, на основе которой в дальнейшем будет функционировать вся система.

В случае невыполнения обязанностей по отчетности предприятие может быть оштрафовано – 50 евро за каждую тонну недекларированных выбросов углекислого газа.

Что произойдет после переходного периода?

Импортерам необходимо будет представить декларацию о совокупных выбросах за 2026 год для товаров, закупленных за пределами ЕС.

Срок подачи этой декларации истекает 31 мая 2027 года. С этого момента импортеры также будут обязаны приобретать сертификаты, соответствующие объему выбросов, образовавшихся при производстве импортируемых в ЕС товаров.

Суть в том, что импортеры будут обязаны компенсировать разницу между системой квот на выбросы углекислого газа в стране происхождения товара (которая может быть и нулевой) и системой квот на выбросы CO2 в Евросоюзе.

«Отчетность будет осуществляться через регистр переходного периода, разработанный Еврокомиссией (CBAM Transitional Registry), для доступа к которому необходимо сначала запросить у Департамента окружающей среды статус декларанта с лицензией на деятельность. В настоящее время у департамента нет полного доступа к регистру», – дополняет картину представитель Департамента окружающей среды.

Как только доступ будет получен, информация об этом будет опубликована на официальном сайте ведомства.

В настоящее время на странице Департамента окружающей среды можно найти лишь ссылки на постановления Еврокомиссии, из которых становится ясно, что необходимо будет рассчитывать не только объемы выбросов углекислого газа (или оксидов азота в случае с удобрениями) при производстве декларируемых товаров, но и косвенные выбросы, связанные, например, с производством электроэнергии.

Если точных данных от партнеров из третьих стран получить не удается, используются значения по умолчанию. Если же захочется доказать, что производство цемента в стране-экспортере осуществлялось с использованием возобновляемой энергии, это придется подтвердить документально.

Зачем это все?

Цель Европы проста: с помощью углеродных пошлин планируется распространить принцип «загрязнитель платит» по всему миру.

С точки зрения Брюсселя, это будет иметь двойной положительный эффект: учитывать выбросы придется не только европейским промышленным предприятиям – введение импортных пошлин должно также стимулировать сокращение углеродного следа и в других странах.

Идея не нова и обсуждалась странами ЕС уже два десятилетия, но в законодательство была внесена только в этом году, вместе с другими общеевропейскими мерами «зеленой» политики.

В то же время предложенный Брюсселем механизм регулирования углеродных выбросов на границе (CBAM) получил смешанные отзывы на международном уровне.

В частности, некоторые страны считают его формой протекционизма и утверждают, что вопросы налогообложения углеродных выбросов должны решаться в рамках Всемирной торговой организации.

Вопрос, однако, не только в защите местного промышленного производства, но и в удорожании производственных факторов.

Год назад агентство Bloomberg рассчитало, что общая стоимость предложенной меры составит 33 млрд евро в год, если тонна углекислого газа будет стоить 100 евро. Сейчас тонна углекислого газа стоит 85 евро – счет, таким образом, уже идет на десятки миллиардов евро.

По данным Financial Times, предварительные расчеты Еврокомиссии свидетельствуют о том, что только лишь административные расходы европейских компаний, связанные с введением CBAM, составят порядка 27 млн евро в год.

Реальные же затраты, как отмечают представители отраслевых ассоциаций, оценить сегодня крайне сложно, особенно учитывая необходимость пересмотра текущих договоров с зарубежными партнерами.

Смотрите также

Последние новости