July, 27, 2024

Компания года лишилась солидной субсидии из-за ошибки: «Малейшая цифра после запятой может означать нарушение»

Поделиться

Сааремааской судостроительной компании Baltic Workboats, которой руководит Маргус Ванаселья (на фото), пришлось вернуть более 70 000 евро евросубсидии. Всего на проект можно было получить почти 500 000 евро поддержки, но все еврофинансирование сорвалось из-за одного топливного бака.Фото: Andras Kralla

Счета за неиспользованный топливный бак оставили Baltic Workboats, получившую от EAS звание компании 2022 года, без евросубсидии, которая могла бы составить полмиллиона евро.

В апреле отдел мониторинга EAS и Kredex в ходе проверки на месте обнаружил, что сааремааский производитель судов Baltic Workboats, чтобы получить субсидию, выставил счета на покупку топливного бака, который фактически не был использован в этом проекте.

В таких ситуациях учреждение проявляет нулевую терпимость, поэтому компании пришлось вернуть полученные в июне в качестве субсидии 76 тысяч евро и дать объяснения прокуратуре.

Прокуроры не установили, что инцидент был преднамеренным, а сама компания теперь заявляет, что усвоила урок.

«Держите документы, связанные с EAS, до смешного в порядке. Даже маленькая цифра после запятой может означать нарушение и отмену проекта», — советует теперь директор по развитию бизнеса Baltic Workboats Ахто Пярль.

«В тех случаях, когда нам предоставляют ложную информацию о стоимости проекта, мы проявляем нулевую терпимость», – сказал специалист по связям с общественностью EAS и Kredex Эгерт Поом.

Разрабатывали экономичное беспилотное судно

Субсидируемый из Европы проект сааремааского судостроителя начался с энергетического кризиса и, по словам Пярля, был очень амбициозным: цель заключалась в том, чтобы вывести на рынок новый тип автономного судна, которое было бы на две трети экономичнее конкурентов и со значительно меньшими затратами на техобслуживание.

Однако разработка такого продукта требует времени, все меняется, и совершенно нормально, что некоторые элементы, запланированные вначале, в конечном итоге все равно не подходят, говорит Пярль.

По словам Пярля, в этой ситуации то же самое произошло и с емкостью, не соответствующей условиям окончательного проекта: она отправилась на склад, некоторое время там хранилась, и чтобы ее не утилизировать, была повторно использована в ходе другого проекта. «Вот так все просто. И при этом мы непреднамеренно нарушили правила EAS».

По словам Пярля, компания финансово не выиграла, поскольку пришлось проектировать и закупить новый бак.

20-30-метровые суда для длительных миссий

Цель проекта состояла в том, чтобы разработать сверхэкономичную корабельную платформу с высокими мореходными качествами и построить прототип, способный выполнять долгосрочные задачи, такие как морские исследования, патрулирование, наблюдение с использованием автономной системы управления.

В результате проекта оборот и экспорт от реализации новой продукции должны были увеличиться на 3-6 миллионов евро в год, а компания должна была создать 3-5 новых рабочих мест с высокой добавленной стоимостью, уровень заработной платы которых превышал бы средний показатель по Эстонии.

Проект выполнен на бумаге, часть оборудования закуплена и ждет своего часа для запуска в производство. «Однако, поскольку этот тип корабля сейчас разрабатывается на наши собственные средства, мы должны подумать, когда сможем завершить проект. С помощью EAS у нас была бы возможность завершить этот прототип», – сказал Пярль.

По его словам, потеря евросубсидии не повлияет на их повседневную деятельность, поскольку это был проект развития, а не проект продаж. «Жаль, что так получилось, но наша жизнь не остановилась ни в плане развития, ни в плане ежедневного производства», – прокомментировал он.

Пришлось доказывать, что это не мошенничество

В октябре в прокуратуру было подано заявление о возбуждении уголовного дела по расследованию возможного мошенничества в компании Baltic Workboats.

Ляэнеский окружной прокурор Трийн Тумала пояснила, что прокуратура оценила все обстоятельства, изложенные в заявлении, и сопровождающую его информацию и пришло к выводу, что в этом деле нет признаков преступления.

По мнению прокуратуры, не было очевидно, что Baltic Workboats действовала умышленно с целью совершения мошенничества. Тумала также отметила, что, согласно пояснению компании, заказанный бак из нержавеющей стали больше не подходит для проекта из-за конструктивных изменений, и их действия не были злонамеренными. Кроме того, компания была готова немедленно возместить ущерб, что и сделала, отметила Тумала.

Директор по развитию бизнеса Baltic Workboats Ахто Пярль заявил, что это было нарушение процедурных правил, а не преднамеренное мошенничество.

Пярль добавил, что правила действительно были нарушены и они это не оспаривали, но им пришлось объяснить, что действие не было преднамеренным. При этом объединенное учреждение EAS и Kredex не дало им возможности исправить ошибки, заявил Пярль.

Пярль признал, что сотрудничество с работниками EAS всегда проходило очень гладко и те хорошо относились к бизнесу, но задача инспекторов – выявлять нарушения.

«Их не интересует содержание проекта и то, как на его основе сможет развиваться эстонская промышленность», — сказал Пярль. Он добавил, что в случае с Baltic Workboats стоимость бака была незначительной по сравнению с общим объемом проекта: примерно 10 500 евро, т.е. менее одного процента от общей стоимости прототипа. «Но в результате масштабная работа по развитию была прервана, а полученная к тому времени субсидия на общую сумму около 70 000 евро была возвращена».

На основе полученного опыта компания Baltic Workboats создала собственный отдел развития, который поможет лучше управлять такими проектами в будущем.

Смотрите также

Последние новости