September, 08, 2024

Министр финансов предпринимателям: государство вас не забыло!

Поделиться

Министр финансов Март Вырклаэв.Фото: Andras Kralla

Государство берет кредиты, находится в авангарде инвестиций в Европе и поддерживает инновации компаний, пишет министр финансов Март Вырклаэв (Партия реформ).

Я тоже следил за идеями эстонских предпринимателей, экономических экспертов и других высказавшихся в ходе опроса лидеров общественного мнения Äripäev о том, как снова заставить экономику расти. Я полностью понимаю обеспокоенность предпринимателей по поводу здоровья эстонской экономики и сам не рад сложившейся ситуации.

Однако я считаю, что как государство мы сделали и будем делать все возможное, чтобы обеспечить прочную основу для нового роста.

Уровень инвестиций самый высокий в ЕС

Начнем с инвестиций, которые назывались в мнениях в качестве одного из главных ожиданий от государства. Несомненно, стране необходимы инвестиции, и они играют важную роль в бюджете 2024 года. Наша цель – экономический рост, а также зеленые реформы и приведение в порядок государственных финансов, наряду с чем в следующем году для стимулирования экономики будет сделано 1,9 миллиарда евро инвестиций из госбюджета и иностранных фондов. Эта сумма станет основой нового экономического роста Эстонии.

Уровень инвестиций государственного сектора Эстонии в ВВП является одним из самых высоких в Европейском Союзе и останется таковым в течение всего периода следующей четырехлетней стратегии госбюджета. Государственные инвестиции – это спрос с точки зрения частного сектора, и мы обеспечиваем больший спрос, чем другие правительства ЕС.

Каждый год мы также берем кредит, в 2024 году – 1,7 миллиарда. К сожалению, с нашими государственными финансами мы пришли к ситуации, когда большая часть кредита идет на покрытие возросших постоянных затрат, причем не только на инвестиции. Мы уже много лет не можем покрыть свои расходы за счет доходов государства, они нам просто не по средствам. Часть кредита также используется для погашения возросших процентных расходов. Я считаю, что каждый человек, разбирающийся в финансах, поймет, что это неразумно и неустойчиво.

Помимо увеличения постоянных затрат, растут и наши расходы на оборону. В 2024 году оборонный бюджет эстонского государства впервые превысит 3 процента от ВВП, то есть составит 3,2% (1,3 миллиарда евро). Благодаря этому мы быстро увеличиваем как независимую обороноспособность Эстонии, так и нашу готовность защищать Эстонию вместе с нашими союзниками по НАТО. В сегодняшней ситуации с безопасностью это важно также с деловой и экономической точки зрения, чтобы стимулировать приток сюда иностранных инвестиций.

Итак, я снова возвращаюсь к тому, почему мы предпринимаем трудные и непопулярные усилия, чтобы улучшить состояние госбюджета. Во-первых, устойчивые государственные финансы способствуют экономическому росту. Во-вторых, мы создаем возможности для более эффективного использования кредитных денег. В-третьих, если мы не примем решения по постоянному улучшению баланса бюджета, наша долговая нагрузка увеличится, как и процентная стоимость государственного долга. Действительно, долговое бремя Эстонии является одним из самых низких в ЕС, но его рост также является одним из самых быстрых. Быстрый рост ослабит способность государства прийти на помощь экономике в новых кризисных ситуациях.

Из-за ухудшения государственного рейтинга у нас могут подорожать и проценты по кредитам, причем не только для государства, но и для предпринимателей и частных лиц – это отразится на всех наших кошельках. Надежные государственные финансы повышают доверие иностранных инвесторов. Инвесторы с большей вероятностью направят капитал в страну, которая демонстрирует финансовую дисциплину.

Баланс бюджета сам по себе не является для правительства вещью в себе. Бюджет, приближенный к сбалансированному, поможет нам затормозить постоянно растущий дефицит, чтобы мы могли разумно достичь наших целей и еще больше стимулировать инвестиции.

У Эстонии есть прочная основа для экономического роста

Рецессия является проблемой для всей Европы, но экономика Скандинавии по-прежнему значительно слабее, чем остальная европейская экономика. Так что на самом деле не существует быстрого решения, которое могло бы вытащить экономику из ямы, но у нас все еще есть для этого прочная основа. Кроме того, прогнозы показывают, что дно экономического спада уже достигнуто и восстановление начнется в новом году. Для сравнения: если в Эстонии экономический спад замедляется, то у наших непосредственных соседей, а также в ряде других европейских стран, он ускоряется.

Как государство Эстония много сделала для того, чтобы стать хорошим местом для создания компании и ведения бизнеса с точки зрения инфраструктуры – чтобы здесь было легко создавать, расти и вести бизнес. Это объективно измеряется всевозможными международными оценками конкурентоспособности, мы всегда находимся на очень высоких позициях в рейтингах.

Например, в рейтинге конкурентоспособности налоговой системы (2023 год) мы стабильно находимся на первом месте. Это показывает, что среда благоприятствует ведению бизнеса и эта среда создана с помощью решений государства. Для поддержки предпринимательства эстонскому государству удается содержать бюрократию значительно дешевле и проще, чем в других странах.

Мы также известны во всем мире как цифровая страна и пример для других. В недавно опубликованном рейтинге инновационного индекса Эстония поднялась на очень высокое 16-е место, в Европе мы находимся на 9-м. Сильными сторонами Эстонии являются наше электронное государство, экспорт информационных и коммуникационных услуг, операции с венчурным капиталом и стоимость «единорогов» по отношению к ВВП.

В этих сферах Эстония занимает абсолютное лидирующее положение, т.е. занимает первое место среди всех стран. В случае Эстонии в качестве сильных сторон также упоминаются культура предпринимательства и э-развитие. Улучшение места в индексе инноваций показывает, что мы сделали правильный выбор.

Конечно, повышение налогов никому не нравится, но, взглянув вокруг, мы увидим, что Эстония по-прежнему остается страной с низким налоговым бременем в европейском понимании. По другую сторону залива, в Финляндии и Швеции, налогов в общей сложности собирается примерно на 10 процентных пунктов ВВП больше, чем здесь, а в Дании даже примерно на 15 процентных пунктов больше.

В Латвии и Литве на несколько процентных пунктов меньше, а вот в Чехии, наоборот, примерно на 2, а в Польше примерно на 5 процентных пунктов больше налоговых доходов, чем в Эстонии. Поэтому разговоры о значительном ухудшении налоговой конкурентоспособности Эстонии не кажутся правдой, если рассматривать их объективно в этом свете.

Взглянем на целое, оставим то, что хорошо

Государство ищет способы стимулирования местных инвестиций в сегодняшних сложных финансовых условиях, это принесет доход государству и местным самоуправлениям и поможет оживить экономику. Например, мы только что открыли раунд финансирования для самоуправлений, при поддержке которого они смогут сделать свои здания – детские сады, школы, спортивные сооружения – более энергоэффективными. Помимо выгоды от экономии на коммунальных расходах, 40 миллионов евро пойдут в бизнес – строительные компании получат работу. В 2024 году мы инвестируем почти 300 миллионов евро в энергоэффективность зданий.

Помимо прочего, в этом году мы запустили работу долгожданного центра прикладных исследований для оказания более постоянной поддержки отраслей с наибольшим предпринимательским потенциалом. У нас очень хорошие учёные, но слишком мало команд, чтобы способствовать развитию фундаментальных научных открытий на промышленном уровне.

Центр прикладных исследований призван восполнить этот пробел и поможет компаниям создавать прототипы, проводить моделирование, тестировать производство и разрабатывать процессы, прежде чем перейти к массовому производству. Вывести инновации из лаборатории на рынок.

В 2024 году мы увеличим целевой капитал корпоративных кредитов EASi-Kredex на 100 миллионов евро, чтобы поддержать наши предприятия в процессе расширения на зарубежные рынки и обеспечить для этого финансовую поддержку. Кроме того, мы разрабатываем экспортный кредит в Украину, чтобы дать компаниям уверенность в выходе на этот рынок и поддержать восстановление украинской экономики.

В заключение хочу сказать, что мы должны смотреть на картину в целом и помнить в трудные времена, что у нас уже есть хорошего. Бизнес-среда в Эстонии – одна из лучших в мире, налоговое бремя – самое низкое в Евросоюзе, доля инвестиций – самая высокая в ЕС, безработица относительно низкая, зарплаты растут быстрее, чем цены, и нам продолжают помогать за счет евросубсидий.

Эстонские предприниматели очень сильны, несмотря на кризисы последних лет. Правительство ни в коем случае не забыло о предпринимателях. Напротив, государство вместе с предпринимателями может построить успешную страну с сильной экономикой.

Смотрите также

Последние новости