July, 27, 2024

Каарел Отс: эстонским инвесторам еще есть чему поучиться в оценке рисков

Поделиться

Каарел Отс на конференции Инвестора Тоомаса в этом году.Фото: Raul Mee

На инвесторе лежит ответственность, которую он должен понимать, слишком легко указывать пальцем после неудачи, пишет глава Nasdaq Tallinn и балтийской биржи Каарел Отс на фоне заявления о банкротстве Hagen Bikes и критики альтернативного списка Таллиннской фондовой биржи.

1. Мы должны говорить об инвестировании

Инвестирование – это продуманный вклад в лучшее будущее. Инвестирование в акции – это продуманный финансовый вклад в компанию и ее ожидаемый рост и успех в будущем, частью которого хочет стать инвестор.

Удастся ли размещение денег или нет (принесет ли оно доход инвестору или нет), будет ли оно успешным в течение короткого периода или десятилетий, придет ли успех медленно или быстро, или инвестиция не удастся вообще – никто и никогда не может знать заранее. Поэтому инвестор должен осознавать, что он рискует вместе с учредителями компании и другими инвесторами. Всегда. С учетом риска все может пойти хорошо, плохо, средне, очень хорошо, очень плохо и так далее.

Инвестор должен понимать инвестиционный риск в целом и, естественно, конкретные риски конкретной компании как возможного объекта инвестирования. Если бы мы могли точно предсказать успех или неудачу компаний или то, как и куда будет двигаться макроэкономика, инвестирование было бы легким и надежным. К сожалению, это не тот случай. Будущее всегда неясно и его невозможно (полностью) предсказать.

2. Мы должны говорить о решении и результате

Если инвестор делает вложение, оглядывается назад и видит, что инвестиции оказались убыточными, можно ли сделать вывод, что в тот момент он принял неправильное решение? Необходимо понимать, что решение и результат — это две разные вещи. Независимо от того, являются ли акции компании убыточными или прибыльными, нельзя судить о качестве решения.

Возможно, на момент инвестиций это была отличная компания по отличной цене, с отличным продуктом, отличным временем для выхода на рынок, а также финансированием для реализации плана, но какое-то непредвиденное событие привело к ситуации, в которой компания не удалось добиться успеха, по крайней мере, в указанные сроки.

Поскольку будущее невозможно предвидеть, в случае убыточных инвестиций нельзя обязательно сделать вывод, что было принято неправильное инвестиционное решение. Аналогично, инвестиционная прибыль не обязательно означает, что инвестор принял правильное инвестиционное решение. В каждой инвестиции есть доля неосознанной случайности или удачи.

Однако в инвестировании есть один бесплатный обед: диверсификация. Тот факт, что некоторые предприятия терпят неудачу, а некоторые преуспевают, был на протяжении всей истории и будет иметь место впредь. Неудачи не означают, что экономика и благосостояние не будут расти в долгосрочной перспективе, и, как показали столетия, то же самое делают и индексы фондового рынка – которые показывают изменение стоимости компаний именно в совокупности.

Напротив, инновации и предпринимательство во все времена улучшали жизнь людей. Даже те, кто потерпел неудачу в некоторых попытках, играют свою роль в этом развитии.

Армин Кыомяги в своей книге «Хорошая фирма» пишет, что люди делятся не на победителей и проигравших, а на тех, кто пытается, и на тех, кто не пытается.

3. Мы должны говорить об ответственности инвесторов

При выходе на биржу каждая компания готовит документ о размещении ценных бумаг, в котором по отдельности анализируются все риски и дается финансовый прогноз (прогноз!) с пояснениями. Каждый инвестор должен прочитать эти материалы, пока не осознает их. Затем найти компании, деятельность которых он понимает, в успех которых верит и чья цена себя оправдывает. И только потом инвестировать.

И он должен взять на себя ответственность за это решение. Инвестор, купивший акции Amazon в ходе IPO в 1997 году, тоже пошел на риск. Никак не было предопределено, что в ближайшие 25 лет стоимость компании вырастет более чем в 1000 раз. Но, оглядываясь назад, часто кажется, что многие «знали», что это была неизбежная история успеха.

Поэтому указывать пальцем на неудачу — слишком простое решение. Если есть дельные отзывы и критика – пожалуйста! Но не понимая своей ответственности, неизбежной случайности, просто критиковать – зачем? Инвестор оперирует собственными деньгами, он всегда сам решает, вкладывать деньги или нет.

Тот факт, что некоторые компании терпят неудачу в своей деятельности, не должен быть чем-то постыдным. Да, не всегда дела идут так, как ожидалось, но это не повод их ругать. Иногда бизнес-план просто не работает, в этом нет ничего особенного.

Но что произойдет, если инвестиции не будут сделаны? Произойдет следующее: хорошие идеи, в том числе те, которые оказываются долгосрочно успешными и, возможно, новаторскими, даже не получат шанса, потому что все настроены скептически. Но быть скептиком только потому, что не все инвестиции всегда успешны, было бы глупо. Надо смотреть на картину в целом – масштабно и в долгосрочной перспективе.

4. Мы должны говорить о макроэкономике

Долгие годы сверхнизких процентных ставок создали ситуацию, когда инвесторам приходилось инвестировать во все более рискованные активы и компании, чтобы получить такую же прибыль. Вот почему по всему миру произошел бум стартапов, которым было очень легко привлекать деньги в течение многих лет. Эти деньги заложили основу стартап-экосистемы во многих странах.

Тот факт, что жизнь компаний на ранних стадиях развития стала сложнее, не должен быть новостью ни для одного инвестора. Многим небольшим, ориентированным на рост компаниям в последнее время стало труднее привлекать деньги, поскольку они обходятся дорого, а инвесторы ожидают от компаний прибыли, а не роста.

За последние несколько лет индекс потребительских цен в Эстонии вырос в общей сложности примерно на 40%, процентные ставки за полтора года выросли с минуса до примерно 4,5%. Особенно заметное влияние рост процентных ставок оказывает на те компании, чей бизнес-план или большая его часть строилась на том, что они могут расти за счет поддержки дешевых денег инвесторов. Эти деньги уже не дешевы. Плохо это или хорошо – кто знает. Ясно одно: обстоятельства изменились быстро и значительно.

Если в прошлом многие инвесторы стремились к росту любой ценой и не обращали особого внимания на прибыль, то сейчас, после того, как все обнаружили, что деньги имеют цену, маятник движется в другую крайность. Кажется, все предполагают, что каждый стартап должен в кратчайшие сроки принести прибыль. Естественно, обе крайности крайне вредны для инвесторов.

5. Мы должны говорить о рынке First North

First North — это альтернативный рынок Nasdaq, который работает как в Скандинавии, так и в странах Балтии. По сути, это облегченная версия фондовой биржи, роль которой заключается в том, чтобы дать возможность небольшим компаниям собирать деньги и реализовывать свои амбиции роста. Такие рынки действуют практически при всех фондовых биржах. First North предназначена для компаний на более ранней стадии: новых, небольших, быстрорастущих. Для тех, для кого биржа или регулируемый рынок были бы слишком большим шагом.

Инвестору важно различать риск, связанный с инвестициями в небольшую и начинающую компанию, и риск, связанный с инвестициями в более крупную и стабильную компанию. Причем последние могут свободно привлекать деньги и на альтернативном рынке – важно сосредоточиться на предприятии!

Как правило, риск инвестирования в компанию на более ранней стадии выше. Однако есть и обратная сторона медали: чем выше риск, тем выше ожидаемая доходность. Другими словами, риск и ожидаемая доходность пропорциональны. В результате некоторые компании больше подходят для инвестиций инвесторам с более высокой толерантностью к риску и аппетитом, а также с более высокими ожиданиями доходности.

Здесь уместно привести пример из 2021 года, когда предложения акций нескольких компаний на Таллиннской бирже были переподписаны, и инвесторы звонили на биржу, чтобы выразить недовольство тем, почему распределяли так мало акций.

Наша цель должна состоять в том, чтобы достичь того, чтобы инвестор понимал, на каком этапе он вкладывает средства в компанию.

Если у него консервативный подход, то стоит выбирать облигации с высоким рейтингом, акции крупных и стабильных компаний (в том числе дивидендные акции), если он более не склонен к риску и более осведомлен, то также стоит присмотреться к ценным бумагам более мелких компаний, в том числе тех, акции которых торгуются на First North. Важный принцип, который следует помнить: не существует средней компании, каждую компанию необходимо анализировать отдельно и независимо!

6. Мы должны говорить о фондовой бирже

Фондовая биржа — это площадка, на которой можно торговать ценными бумагами компании. Биржа не участвует в хозяйственной деятельности котируемых компаний и не оценивает их бизнес-модели. Как биржа, мы следим за тем, чтобы котируемые компании соблюдали правила биржи, которые в основном связаны с публикацией информации.

Да, фондовая биржа несомненно и нескрываемо радуется, когда на публичном рынке появляются амбициозные и интересные компании и новые инвесторы. Наша цель была одной и той же на протяжении многих лет: чтобы прибавление листинговых компаний и инвесторов было спокойным и последовательным, как с точки зрения количества, так и с точки зрения знаний участников рынка.

Биржа – это же круто! Она позволяет – именно позволяет, а не обязывает – всем желающим покупать и продавать акции местных компаний, а также облигации компанй и паи фондов. И особенно здорово, что у нас в Эстонии есть хорошо функционирующая фондовая биржа и ряд амбициозных и смелых компаний, которые хотят быть публичными, прозрачными и дать каждому возможность быть инвестором и попутчиком в их истории роста.

Мы видим, что в Эстонию приезжает все больше инвесторов, которые понимают природу инвестирования, осознают риск и принимают осознанные и обдуманные решения. Кто может одинаково справляться с неудачами и успехами. Надеемся, что они смотрят на инвестирование как на марафон и в большинстве своем являются просто инвесторами, а не спекулянтами – и не спешат стать акционером компании только для того, чтобы, например, продать акции в первый торговый день в ожидании легкого дохода – в этом случае речь не идет ни о каком намерении стать частью реальной истории роста компании.

Как говорят классики: прогнозировать сложно, особенно будущее. А если прогнозировать совершенно необходимо, то стоит делать это часто, потому что это увеличивает вероятность попадания.

Однако я рискну и сделаю один прогноз: независимо от того, как поведут себя процентные ставки или какие решения примут или не примут политики, жизнь по-прежнему будет определяться амбициозными идеями предприимчивых людей и смелостью идти на риск. В основном есть два варианта принять участие в росте, который часто это сопровождает: начать собственный бизнес или инвестировать в другие компании.

Смотрите также

Последние новости