May, 20, 2024

Потерпевшая поражение прокуратура предрекает новую волну экономических преступлений

Поделиться

Мария Энтсик занимает должность ведущего государственного прокурора с ноября. В ее ведении отдел, который занимается экономическими и коррупционными преступлениями.Фото: Andras Kralla

Ведущий государственный прокурор Мария Энтcик, возглавившая новый отдел по экономическим и коррупционным преступлениям, созданный в прокуратуре, предупреждает, что плохие экономические перспективы могут означать рост преступности.

Предыдущий кризис показал: когда рухнул Lehman Brothers, прошло несколько лет, и власти столкнулись с налоговыми преступлениями и преступлениями, связанными с банкротством. Теперь нас ждет то же самое, считает Энтсик.

При этом прокуратура потерпела несколько поражений в суде по экономическим и коррупционным делам и подверглась критике со стороны общественности: Porto Franco, Tallinna Sadam… Вдобавок несколько опытных прокуроров либо стали судьями, либо сменили лагерь, перейдя на сторону адвокатов.

Изменения в прокуратуре

С ноября, то есть чуть больше недели, Мария Энтсик занимает должность ведущего гособвинителя. Ее вотчина — отдел по экономическим и коррупционным преступлениям, который был создан в результате разделения предыдущего отдела Государственной прокуратуры на два. Отдел другого ведущего госпрокурора Таави Перна сосредоточится на процессах, связанных с серьезными антигосударственными делами, киберпреступлениями, наркотиками и организованной преступностью, а также международном сотрудничестве.

По мнению Энтсик, такого рода изменения должны сделать расследование преступлений более эффективным за счет объединения прокуроров одной сферы под общим руководством. Ее ведомство будет раскрывать самые крупные и серьезные коррупционные преступления в Эстонии. Кроме того, помимо отдела Энтсик, в прокуратуре обсуждается возможность объединения других, более мелких производств по экономическим и коррупционным преступлениям.

Топ-специалисты уходят

Из прокуратуры на другую сторону, т.е. к адвокатам недавно перешел, например, Денис Часовских, который вел дело Tallinna Sadam. Ставшая вместо него прокурором Кадри Вялинг сразу же попросила отстранить ее от дела, сославшись на то, что не успевает ознакомиться с материалами.

Это выглядело странно, не так ли?

Энтсик признает, что с этим трудно поспорить: «Это дурной тон, когда прокурор просит самоотвод на таких основаниях».

Однако суд не отстранил Вялинг от дела, и, по словам Энтсик, прокуратура собрала ей в помощь целую команду. Сколько человек приступит к работе над самым объемным делом о коррупции в истории Эстонии, Энтсик не захотела рассказывать.

Вялинг – четвертый прокурор, назначенный для расследования дела Tallinna Sadam.

Не боится ли Энтсик, что постоянная смена прокуроров поставит прокуратуру в слабое положение, поскольку защитники, которых в сфере экономических преступлений в Эстонии довольно мало, просто задавят обвинителей? «Я очень уважаю своих коллег, они отлично справляются со своей работой. Что касается Кадри Вялинг, я думаю, что опасность существует, скорее, для адвокатов!» — уверена Энтсик.

Она не отрицает, что в прокуратуре существует проблема выгорания и ноша, которую приходится нести, тяжела. Но подаренная ей кружка «Coffee – you can sleep when you’re dead!» («Кофе – ты сможешь поспать, когда умрешь!» – прим. ред.) все же не демонстрирует девиз ее профессиональной жизни. «Текучка кадров – это большая проблема. Мы конкурируем с юридическими фирмами и другими государственными учреждениями», – констатирует она.

Энтсик признается, что и ее саму приглашали в адвокаты. Но она предпочла остаться обвинителем, поскольку работа прокурора дает возможность быть независимой.

В Эстонии могли бы быть прокуроры, расследующие криминальный бизнес

Руководитель отдела по экономическим и коррупционным преступлениям Мария Энтсик хочет, чтобы в Эстонии были отдельные прокуроры по делам, связанным с криминальным доходом. Это означало бы, что один прокурор занимается расследованием преступления и подготовкой обвинительного заключения, а другой занимается только обнаружением имущества и доходов, связанных с преступлением. Задача прокурора по уголовным делам также заключалась бы в возврате этого имущества. Последнее представляет собой трудоемкий процесс, и в настоящее время им занимается прокурор, готовящий обвинение. Это, в свою очередь, означает, что вопрос собственности может остаться на втором плане, поскольку основная задача прокурора – обеспечить сбор доказательств для принятия справедливого решения.

Продолжит заниматься Danske

Сама Энтсик вместе со своим коллегой Аларом Лехесметсом ведет уголовное дело Danske, решение по которому ожидается в суде первой инстанции, вероятно, только через несколько лет.

По словам Энтсик, когда генеральный прокурор Андрес Пармас сделал ей предложение возглавить ведомство, она немного колебалась. «В то же время у нас нет прокуроров, которые могут позволить себе болтать ногами, потому что у них много свободного времени. Эти две вещи (руководство отделом и ведение уголовного дела Danske – ред.) мне под силу делать параллельно».

Другое громкое дело Энтсик недавно отдала. Она была прокурором в так называемом ротационном скандале, в центре которого оказались бывший высокопоставленный чиновник КаПо Ээрик Хелдна, бывший глава Центральной криминальной полиции Айвар Алавере и начальник полиции Эльмар Вахер.

Энтсик не скрывает, что ей было неприятно заниматься делом коллег из другого силового ведомства. «Было ли у меня еще и личное разочарование? Не думаю, что уместно отвечать», – замечает она.

Болезненные поражения

Некоторое время назад в прокуратуре случилась черная неделя, а в обществе разразилась буря. Судья Айме Ивансон оправдала всех причастных по делу Porto Franco, в том числе бизнесмена Хиллара Тедера.

Энтсик подтверждает, что решение уездного суда было болезненным. Однако пока неизвестно, на каких основаниях судья оправдала подсудимых, продолжила прокурор. Так, по словам Энтсик, в прокуратуре не знают, опирался ли суд на все доказательства, представленные обвинителями, и если нет, то почему.

Стало ли это провалом обвинения? Энтсик подчеркивает, что в Эстонии есть три судебных инстанции, первой из которых является уездный суд. Однако можно предположить, что наибольшее внимание привлекают именно его решения.

Энтсик отмечает, что, рассматривая экономические и коррупционные преступления в целом, необходимо понимать, что это преступления скрытые. Только в идеальном мире могло бы существовать электронное письмо, в котором плохие парни специально договариваются совершить преступление. В реальной жизни дела собираются из маленьких кусочков, которые затем интерпретируются.

Критика суда

Ранее суд заявлял, что обвинения прокуратуры иногда бывают слишком расплывчатыми. «Легко критиковать чье-то законченное сочинение. Скажу из личного опыта – если говорить о причастности Danske к отмыванию денег, у меня никогда в жизни так не болела голова при изложении подозрения!» – признается она. Составить конкретный текст из большого массива данных — очень сложная задача, поясняет Энтсик.

Говоря о рассыпавшихся обвинениях, она замечает, что иногда суды подают неоднозначные сигналы прокурорам: есть те, кто просит писать меньше и конкретнее, есть те, кто говорит писать больше.

ДВА ВОПРОСА

Что стало с уголовным делом банкротного управляющего Вели Краави?

В ходе этого дела выявились новые обстоятельства, но в настоящее время предварительное следствие близится к завершению. Материалы уголовного дела находятся в прокуратуре и прокурор готовится предъявить обвинение.

Что стало с уголовным делом Swedbank об отмывании денег?

Уголовное производство по факту отмывания денег в Swedbank сейчас находится на стадии предварительного следствия. Материалы уголовного дела находятся в прокуратуре, и прокуроры примут решение о предъявлении обвинения на основании собранных доказательств.

Могильщики фирм – серьезная проблема

Так называемые услуги могильщиков фирм являются серьезной проблемой, поскольку они искажают нашу экономическую среду и нарушают честную конкуренцию, считает гособвинитель Мария Энтсик.

Семь-восемь лет назад прокуратура в сотрудничестве с Центральной криминальной полицией вплотную взялась за действующих в Эстонии могильщиков фирм. В результате под суд были отданы четыре-пять так называемых ведущих поставщиков услуг в этой сфере, все они были признаны виновными в нарушении обязанности по ведению бухгалтерского учета, пояснила Энтсик. От лица этих поставщиков услуг существовали сотни различных компаний, от которых клиенты хотели избавиться.

Уголовного дела недостаточно для решения этой проблемы, считает прокурор. Эффективным лекарством могли бы стать, прежде всего, разделяемые обществом ценности, считает она.

«Мы сами должны однозначно осуждать такую деятельность. Изменения могут произойти только тогда, когда деловые партнеры или даже соседи начнут косо смотреть на то, что у кого-то есть неоплаченные долги и он отдает свою компанию умирать в руках так называемого ликвидатора или сам предлагает такую услугу на рынке», – считает Энтсик.

На прошлой неделе Äripäev опубликовал серию статей о могильщиках фирм. Мы писали о том, как могильщики фирм уговаривают компании обманывать своих партнеров, публиковали истории предпринимателей, отдавших свои компании могильщику, а бывший могильщик фирмы раскрыл подробности своего бывшего занятия.

Смотрите также

Последние новости