September, 16, 2024

Планы строительства крупного морского ветропарка заставляют конкурентов нервничать

Поделиться

Глава Utilitas Прийт Койт (слева), основатель компании Кристьян Раху и руководитель Utilitas Wind Рене Таммист.Фото: Андрас Кралла

Мощное лобби со стороны девелопера морского ветропарка Utilitas Wind, который стремится обеспечить государственную поддержку своему проекту, заставляет нервничать как конкурентов, так и высокопоставленных чиновников министерства климата.

Согласно текущему плану, министр климата Кристен Михал планирует объявить о проведении конкурса, в рамках которого к 2030 году в Эстонии предполагается построить столько ветропарков, чтобы их объемы производства покрыли свыше половины электропотребления страны – 6 тераватт-часов.

Это более чем в два раза превышает прошлогодние объемы производства возобновляемой энергии.

Крупные девелоперы, и в первую очередь Utilitas Wind, настаивают, что для обеспечения таких объемов производства необходимо строить морскую ветроэлектростанцию.

Разработка аналогичного парка на материке займет слишком много времени, плюс к тому, подходящих мест для строительства ветропарков на суше сегодня не найти днем с огнем, уверены они.

Подобные заявления крайне раздражают девелоперов ветропарков меньшего масштаба во главе с Sunly.

По их словам, ветропарки активно развиваются и на суше, однако субсидии, которые им предоставляют, в разы меньше тех, что выделяются морскому ветропарку.

Строительство крупного морского ветропарка с оговоренной минимальной ценой электроэнергии может означать, что финансирование более дешевых и скромных по размеру парков попросту иссякнет, в то время как крупные субсидии, предоставляемые морским ветроэлектростанциям, постепенно убьют всякую конкуренцию в отрасли, опасаются остальные девелоперы.

Руководители министерстве климата, судя по всему, склоняются к тому, что разработку морских ветропарков все же нужно запускать. Вопрос уже даже не в том, нужно ли это в принципе, а в том, каким образом это лучше сделать, поясняет канцлер министерства Кейт Касеметс.

Тем временем отдел энергетики министерства с тихим ужасом подсчитывает, в какую копеечку все это влетит конечному потребителю, если морским ветропаркам будет обеспечена немедленная широкомасштабная финансовая поддержка.

Схема минимальной цены

При строительстве морских ветропарков широко используется так называемая схема минимальной цены. Например, если цена на электроэнергию окажется ниже оговоренных 86 евро за мегаватт-час, разница выплачивается владельцу парка.

По эстонским правилам деньги на это берутся из платы за возобновляемую энергию, которая указана в счетах за электроэнергию, выставляемых поголовно всем потребителям.

Если же цена на электроэнергию превысит согласованный уровень, разницу в казну государства придется выплачивать уже самому владельцу ветропарка.

Проблема вот в чем: если ветропарк мощностью в тысячу мегаватт запускает все свои генераторы при хорошем ветре, стоимость вырабатываемой электроэнергии снижается. Это означает, что когда парк работает на полную мощность, потребителю приходится платить больше.

Зато в те часы, когда цены на электроэнергию и так высоки, ветропарк просто сокращает объемы производства.

К примеру, в Британии потребители заплатили за дотации морским ветропаркам посредством той же схемы порядка 5,5 млрд фунтов, выгадав при этом лишь 800 млн фунтов.

Министр климата Кристен Михал.Фото: Лийз Трейманн

Дотации платятся и так называемым гибридным паркам, объединяющим материковые ветропарки и солнечные электростанции.

Там поддержка значительно меньше: согласно данным последнего аукциона, одному такому парку заплатят до 20 евро больше за мегаватт-час, если цена электроэнергии на бирже составит 20-40 евро.

По информации министерства, если вся запланированная электроэнергия будет поступать от новых материковых ветропарков, плата за возобновляемую энергию увеличится с 11 евро до 17 евро.

Если же включить сюда один среднего размера морской ветропарк, производящий 4 мегаватт-часа электроэнергии в год, то скачок цен окажется почти тройным: 30 евро за мегаватт-час.

Иными словами, если на бирже электроэнергия стоит 0 евро в час, то для потребителя это уже 30 евро. Плюс к тому, акцизы, сетевые сборы и налог с оборота.

Значительный рост потребления

Крупные девелоперы утверждают, что не знакомы с приведенной выше математикой. В Ассоциации ветроэнергетики говорят, что у них совсем другие цифры, и что морские парки все равно могли бы принести хорошие деньги в государственную казну даже в том случае, если цена окажется высокой (особенно если сравнивать ее с рекордной средней ценой 2022 года).

Согласно исследованию, проведенному по заказу Utilitas, развитие морских ветропарков в 2030 году снизит цену на электроэнергию на 20 евро – с 85 евро до 64 евро.

Еще одним козырем в этой кампании является утверждение, что планируемые сейчас объемы производства возобновляемой энергии не учитывают необходимости привлечения в страну энергоемких промышленных предприятий.

Если экономика Эстонии будет развиваться привычными темпами, в любом случае будет расти и потребление электроэнергии. При этом, как утверждается, даже при планируемых объемах производства мы не сможем покрыть 100% внутреннего потребления в 2030 году.

В совместном учреждении EAS и KredEx, которое занимается привлечением иностранных инвестиций, с крупными девелоперами говорят на одном языке.

На недавнем, организованном девелоперами, семинаре руководитель отдела иностранных инвестиций EAS Йоонас Вянто заявил, что у них на стадии разработки имеется 12 проектов, которые в совокупности увеличат потребление электроэнергии на 6 тераватт-часов.

О каких именно проектах идет речь, конкретной информации нет, поскольку и контрактов пока нет. Согласно данным, предоставленным Вянто, среди прочих фигурируют две компании, работающие в химической промышленности, и две – в секторе электрооборудования, которые обеспечат большую часть спроса.

Создание подобных производств в Эстонии означало бы рост для местной экономики. Для остальных потребителей плата за возобновляемую энергию теоретически должна снизиться. Если потребление увеличится наполовину, плата уменьшится на треть.

Таким образом, для EAS нынешние темпы и масштабы развития морских ветропарков могут оказаться, скорее, недостаточными, и представители ведомства призывают министра предпринимательства Тийта Рийсало принять необходимые меры, благоприятствующие их развитию.

У EAS и KredEx на стадии разработки сегодня имеется 12 проектов, которые в совокупности увеличат потребление электроэнергии на 6 тераватт-часов.

Однако есть одно «но»: сложно ожидать бурного развития энергоемкой промышленности в Эстонии, если плата за возобновляемую энергию и так взлетела до небес, предупреждает Карлис Гольдстейн, руководитель отдела возобновляемой энергетики министерства климата.

Уже сейчас крупные потребители электроэнергии, такие как Estonian Cell, которая имеет скидку по акцизному налогу на электроэнергию, пытаются объяснить министерским чиновникам, что требовать с них платы за возобновляемую энергию — это как бы слишком.

Потенциальные производители водорода также ожидают, что конечная цена электроэнергии — биржевая цена и плата за возобновляемую энергию вместе взятые — не превысит 30 или 40 евро за мегаватт-час.

По словам Гольдстейна, никто не осмеливается точно предсказать, какой будет цена на электроэнергию в 2030 году.

Возможность того, что она окажется постоянно нулевой или отрицательной, маловероятна – тем более, с учетом нынешних калькуляций, согласно которым только лишь плата за возобновляемую энергию к тому времени достигнет 30 евро за мегаватт-час.

Одним из решений могло бы стать освобождение энергоемких производств не только от высокой ставки акциза на электроэнергию, но и от платы за возобновляемую энергию.

Однако это также может означать, что, несмотря на появление новых крупных клиентов, для большинства плата по-прежнему будет оставаться на высоком уровне.

На суше и на море

Ветропарки на материке развивают многие компании: Enefit Green, Utilitas, Sunly, Evecon, Eurowind Energy и другие. Строятся и гибридные парки, где электроэнергию можно будет производить как безветренным летом, так и пасмурной и облачной зимой.

Конкуренция способствует улучшению цен для конечных потребителей, заявил в минувший вторник, выступая перед членами экономической комиссии Рийгикогу, руководитель связанного с Sunly полного товарищества Energiaühistu Йоозеп Верме.

На море ситуация немного иная. В Эстонии о разработке морских ветропарков объявили лишь три девелопера.

Компания Saare Wind Energy развивает парк на западе Сааремаа, руководитель компании неоднократно заявлял, что многое зависит от того, проложит ли Elering сеть через Сааремаа или нет.

Глава Enefit Green Ааво Кярмас.Фото: Андрас Кралла

Прокладка такого соединения может занять годы. Если стартовать немедленно и лететь вперед на всех парах, то теоретически можно завершить проект к 2030 году, однако пока, по словам руководства Saare Wind Energy, дела движутся небыстро.

Руководитель Enefit Green Ааво Кярмас, участвовавший в конференции, уклонился от прямого ответа на вопрос о сроках строительства собственного ветропарка, отметив лишь, что для начала нужно провести необходимые исследования.

Таким образом, из всех проектов морских ветропарков к 2030 году, судя по всему, будет готов к работе лишь ветропарк Utilitas Wind.

По словам главы компании Рене Таммиста, они уже провели исследования в регионе строительства ветропарка для оценки его воздействия на окружающую среду: «Остается лишь офисная работа».

Опасения девелоперов

Отнимет ли завтра поддержка крупных морских ветропарков финансирование у менее масштабных проектов?

На данный момент нельзя сказать с полной уверенностью, можно ли вообще покрыть все 6 тераватт-часов потребления за счет производства лишь материковыми ветропарками.

После встречи с девелоперами министерство климата собрало данные, согласно которым права на застройку материковых территорий (речь идет о соглашениях с землевладельцами) были приобретены девелоперами на освоение порядка 6,7 тераватт-часов мощностей. Однако нужно понимать, что, скорей всего, далеко не все эти проекты будут завершены.

Сами же девелоперы материковых ветропарков крайне обеспокоены возможным строительством морского парка с высокой минимальной ценой.

Сложно пытаться убедить банки поддержать проекты, под которые выделяются меньшие дотации, если все будут знать о том, что к 2030 году в стране появится ветропарк с более высоким уровнем поддержки, указывают они.

По мнению менеджера Sunly по развитию материковых ветряных электростанций Клауса Пилара, не исключено, что в результате банки будут стремиться заполучить большую долю акционерного капитала предприятия.

Это, в свою очередь, скорей всего, негативно скажется на возможностях развития проектов из-за ограниченности финансовых ресурсов, указывает Пилар.

Подобную точку зрения разделяют далеко не все девелоперы. Как утверждает, к примеру, Йоахим Стенструп, руководитель отдела внешних связей Eurowind Energy, практика других стран свидетельствует о том, что никаких проблем с финансированием в этой связи, как правило, не возникает.

Eurowind Energy строит в Эстонии солнечные и ветряные парки мощностью более 1 гигаватта. Возведение крупных морских ветропарков Стенструпа совершенно не пугает, поскольку ни один из них не будет достроен в ближайшие 10-12 лет, уверен он.

Смотрите также

Последние новости