May, 20, 2024

Эстонскую АЭС стоило бы разместить в Нарве, но мешает злой сосед

Поделиться

Анри Ормус, один из руководителей Fermi Energia, презентует свое видение того, как могла бы выглядеть предлагаемая атомная электростанция.Фото: Andres Pulver

Участники семинара о будущем энергетики Вирумаа, прошедшего 10 ноября в Кивиыли, сошлись на том, что АЭС повысила бы надежность энергоснабжения Эстонии. Но есть и существенные риски.

Лаура Реммельгас, руководитель отдела климата Министерства климата, заявила, что в самой энергетике нет серьезных проблем с достижением климатических целей, а производство электроэнергии в Эстонии к 2040 году станет полностью климатически нейтральным. Однако существуют проблемы с тем, чтобы сделать экономику отопления климатически нейтральной.

В то же время климатическая нейтральность – это лишь одна сторона медали. Также, по словам Реммельгас, важно иметь достаточно внутренних контролируемых мощностей для обеспечения безопасности поставок. По ее оценкам, Эстонии необходимы около 1000 МВт контролируемой мощности.

По мнению главы отдела климата, обеспечить ее смогут газовая либо водородная станции, накопители энергии, а также атомная станция. «Если мы будем полагаться только на сегодняшние решения, цена на энергию станет значительно дороже для потребителя», – признает Лаура Реммельгас.

Ученые-ядерщики не так уж нужны

Маргус Хайдак, руководитель Департамента политики высшего и профессионального образования и непрерывного обучения Министерства образования и науки, сообщил, что, по данным посетившей Эстонию экспертной группы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), подготовка Эстонии к пуску собственной ядерной энергетики была тщательно проведена.

Эксперты дали Эстонии 12 рекомендаций, при этом были выявлены три хороших практики, которым другие страны могут последовать в качестве примера. Одна из серьезных проблем заключается в том, что в стране недостаточно специалистов, работающих в области ядерной энергетики, и их знания весьма ограничены.

В то же время Хайдак признал, что лишь немногие из людей, работающих на АЭС, должны быть учеными-ядерщиками, а на самом деле АЭС нужны люди с очень разными навыками. Помимо самой АЭС, если Рийгикогу даст добро на ядерную программу, необходимо также создать и укомплектовать штат национального регулятора, который станет осуществлять надзор за станцией.

По словам Хайдака, во время подготовки регламента и строительства АЭС в национальном регулирующем органе могли работать около 80 человек, но позже их число можно будет сократить. Из всех людей, необходимых для работы с новым для Эстонии типом энергетики, только около пяти процентов должны быть ведущими специалистами-ядерщиками, около 15 процентов – специалистами-ядерщиками, а остальным 80 процентам просто нужна базовая осведомленность об атомной энергетике, а не специальное образование в этой области.

Антти Тооминг, председатель Эстонской рабочей группы по атомной энергетике, заявил, что в настоящее время в Агентстве по окружающей среде вопросами радиационной безопасности занимаются 18 человек, и они перейдут из Управления окружающей среды в штат нового органа, регулирующего атомную отрасль, если он будет создан.

На строительство хранилища отходов уйдут десятилетия

Сторонников атомной энергетики в Эстонии немало, но есть и ее принципиальные противники. По словам Тооминга, их наиболее убедительный аргумент – сложность утилизации атомных отходов.

Ханс Форсстрём, старший советник SKB International AB, компании, занимающейся ядерными отходами в Швеции, рассказал, что самым опасным из них является отработанное ядерное топливо, сохраняющее радиоактивность в течение 100 000 лет. «Однако объемы использованного ядерного топлива не очень велики, а это означает, что с ним можно разобраться разумным образом», – сказал Форсстрём.

Переработать отработанное ядерное топливо теоретически возможно, но при нынешних технологиях это очень дорого, отметил он. На сегодня основной практикой является их захоронение.

АЭС Форсмарк в ШвецииФото: TT News Agency, FILE PHOTO, Scanpix

По словам Форсстрёма, строительство полигона утилизации ядерных отходов – чрезвычайно длительный процесс. В Швеции первая атомная электростанция заработала в 1972 году. Тем не менее, пункт окончательного захоронения опасных ядерных отходов должен быть готов в стране только к 2035 году.

«Технологии не были проблемой, найти место было сложно», – сказал Форсстрём. С геологической точки зрения в Швеции есть много мест, где можно было построить полигон для окончательного захоронения, но решающим стало мнение местных жителей. После долгих обсуждений были выбраны две возможных локации, и, по словам Ханса Форсстрёма, поддержка жителей в обеих составила более 90 процентов. «В обоих муниципалитетах есть атомная электростанция, и люди поняли ее пользу для общества», – отметил он.

По словам члена правления Fermi Energia Калева Каллеметса, проблема ядерных отходов в Эстонии также решается параллельно с исследованием возможности строительства самой АЭС. В соответствии с международным законодательством отходы будет невозможно вывезти куда-либо еще, и вопрос с ними придется решать на территории самой Эстонии.

Мешает злой сосед

И Каллеметс, и Антти Тооминг подчеркнули, что, хотя рабочая группа по атомной энергетике выбрала пять возможных мест размещения атомной электростанции, Fermi Energia сосредоточилась на двух из них. Это Летипеа в волости Виру-Нигула и волость Люганузе. При этом окончательное решение будет принято после общегосударственных консультаций.

Каллеметс заявил, что по многим аспектам наиболее подходящим местом для АЭС были бы окрестности Нарвы. «К сожалению, наш сосед такой, какой он есть, и минобороны ясно дает понять, что атомная станция должна располагаться как минимум в 50 километрах от границы», – сетует он.

Председатель муниципального совета Виру-Нигула Айнар Сепник напомнил, что когда-то большое сопротивление вызывало строительство завода целлюлозы компании Estonian Cell в Кунда, но теперь люди привыкли к предприятию и видят в нем выгоду для самоуправления.

«Прогулка по лесу дает вам энергию, но только на этой энергии вы не проложите дороги, не согреете бассейны и не сможете двигать вперед культуру», – считает Сепник, призывая открыто говорить с людьми и вовлекать их в обсуждения атомных планов как можно больше.

Председатель муниципального совета Люганузе Дмитрий Дмитриев в свою очередь полагает, что Вирумаа еще долго будет оставаться источником энергии для Эстонии. С одной стороны, отказаться от использования сланца для производства электроэнергии в ближайшее время невозможно, но, с другой стороны, по его мнению, атомная станция является хорошим вариантом для обеспечения управляемой мощности.

«Цена на электроэнергию очень важна для компаний, и она, к сожалению, здесь намного выше, чем, например, в Финляндии», – сказал Дмитриев.

Смотрите также

Последние новости