May, 09, 2024

Рихо Террас: у США нет желания реально выиграть войну в Украине

Поделиться

Рихо Террас считает, что и за конфликтом между Израилем и Палестиной может стоять Россия.Фото: Европарламент

«Мы даем Украине столько, чтобы они не умерли, но и не выжили», – заявил бывший глава Сил обороны, а ныне член Европарламента от «Отечества», генерал в отставке Рихо Террас. Особенно критически он высказался о Соединенных Штатах.

Далее следует интервью с Рихо Террасом, опубликованное в Lääne-Virumaa Uudised.

В прошлый четверг большой друг Владимира Путина Николай Патрушев выступил на большой конференции в России, одетый в черное с головы до ног, и произнес речь, восхваляющую Путина, но в прошедшем времени. Что происходит в России?

Ну, я этого не знаю. Думаю, что продолжается президентская кампания. Пока я сам этого не увижу, я не поверю никаким разговорам о смерти Путина. Таких историй было слишком много. Путин – как таковой не человек, он организация. Перед приходом к власти он посетил Таллинн с делегацией из Санкт-Петербурга. Он был настолько незначительным персонажем, что его даже не было на фотографиях. А через несколько лет он – лидер всей большой России. КГБ увидел, что олигархи отбирают у них источник дохода, и вернул себе власть. Чисто из экономических соображений.

Патрушев ведь тоже из этой же организации.

Да, но Патрушев – это, так сказать, показная фигура. За прошедшие годы таких было много. В начале девяностых, когда дела вышли у Ельцина из-под контроля, появились так называемые местные региональные олигархи, бывшие к тому же губернаторами, и создали свои маленькие ханства, которые платили свой оброк царскому государству. Потом все они выпали из окна или умерли каким-то другим странным образом. Структура власти во многом связана с бывшими отношениями с КГБ.

Может ли за тем, что происходит сейчас в Израиле и Палестине, быть мохнатая рука Кремля?

Я глубоко убежден, что за этим стоит Россия. Этому были доказательства, она давала советы, оружие и т.д. Разумеется, этот конфликт отвечает интересам России и, вполне вероятно, инициирован ей. В конце концов, это был метод КГБ как в Африке, так и на Ближнем Востоке, где поощрялись к действиям так называемые антиамериканские силы. И нынешний союз между Ираном и Россией очень четок.

Если сравнить этот конфликт с войной на Украине, он гораздо сильнее раскалывает общество. Исторический фон, безусловно, тоже влияет.

Это и было целью. Во времена СССР существовала четкая грань – Палестина – хорошо, Израиль – плохо. И эта линия до сих пор видна на улицах Парижа или Мадрида, а также в Таллинне, хотя молодые люди ничего не знают о пропаганде того времени. В свое время это было очередное противостояние, спровоцированное КГБ, что очень устраивало Советский Союз. Хотя, конечно, немного в другом месте и в другом ключе.

Может ли «Хезболла» более активно вмешаться в войну, чем сейчас? Ведь ее военная мощь во много раз превосходит мощь ХАМАС, с которым воюет Израиль.

Я удивлен, что они еще этого не сделали. Но очевидно, что государство Израиль лучше контролирует территорию, где действует «Хезболла». Там сосредоточили больше внимания, оттуда ждали проблем, да и само государство Израиль там сильнее в военном отношении.

Если вспомнить, когда было создано государство Израиль, существовало соглашение о создании двух государств. Евреи приняли это соглашение, но Лига арабских государств никогда не признавала существования еврейского государства.

Один британский политик заявил в Палате общин, что происходящее в Израиле случилось из-за того, что одна страна отдает другой землю, принадлежащую третьей. Я думаю, это подытоживает суть конфликта.

20-30 лет назад была очень высока вероятность разрешения этого конфликта, если бы идея двух государств получила широкое признание, в том числе и Израилем. Однако население Израиля сильно изменилось, прибавилось много евреев из России, которые настроены праворадикально, и еще десять лет назад было заметно, что правый консерватизм делает политику еврейского государства гораздо более радикальной. Нетаньяху находится у власти именно при поддержке радикальных евреев, и этот радикализм обостряет конфликт.

Одной из причин конфликта может быть и то, что отношения между Израилем и Саудовской Аравией начали нормализоваться. Саудовская Аравия – крупнейшая и наиболее влиятельная страна в регионе, и Иран, возможно, почувствовал угрозу.

Что происходит в Украине? Россия становится несколько более активной…

В широком смысле, однако, происходит топтание на месте. Россия несколько более активизируется, но я не вижу у нее шансов что-то решительно изменить. Для этого потребуется шести-семикратное превосходство в живой силе и технике, которых у нее нет.

Западные страны поддерживают жизнь Украины, отсыпая ей по чуть-чуть. Но в какой-то момент у Запада не останется сил ее поддерживать, особенно по эту сторону Атлантического океана.

Более широкая поддержка требует запуска европейской военной промышленности в соответствии с законами военного времени, чего, к сожалению, пока не произошло.

Я думаю, что определенная активизация россиян связана еще и с тем, что приближается зима, а во время распутицы нельзя двигаться и в какой-то момент фронт остановится.

По ту сторону океана дела с поддержкой Украины тоже туманны.

Внутриполитическая ситуация в США является одной из причин мировых конфликтов. Я думаю, что Путин получил большую поддержку и набрал силу в результате иррационально быстрого вывода войск президента Байдена из Афганистана, который бросил там все. Могло сложиться впечатление, что Америка недостаточно сильна, и можно ведь попытаться.

Тот факт, что Америка недостаточно сильна, явно определяет и конфликт в Украине. Россия хочет доказать миру, что она может это сделать, а американцы не могут этому противостоять. Это послание Китаю, Бразилии и всем тем, кто хочет иметь право голоса в мировой политике.

И после следующих президентских выборов ситуация может еще больше ухудшиться.

Бывший командующий Силами обороны, а ныне член Европарламента, заслуженный генерал Рихо Террас посетил в понедельник гимназию Тамсалу, где прочитал лекцию ученикам.Фото: Личный архив

Насколько велико давление на Украину, чтобы она начала переговоры?

Я не думаю, что большое. По крайней мере, не из Европы. На прошлой неделе об этом прямо заявили и Шольц, и Макрон. Выборы в Великобритании могут что-то изменить, там к власти вместо консерваторов приходят лейбористы. Но нынешнее британское правительство явно поддерживает Украину. А Германия только что объявила о выделении Украине вооружений на 2 миллиарда евро.

Об этом можно говорить, но пока Украина сама не решит сесть за стол переговоров, никто не сможет ее к этому принудить. А если и сможет, то только так, что мы больше не будем оказывать тебе никакой поддержки. Но я не вижу, что так может случиться в Европе. Это политически невозможно.

Мы больше не слышим в новостях, чтобы тот или иной глава государства звонил Путину.

Все поняли, что переговоры с Путиным не имеют смысла. Возможности пообщаться как государственный деятель с государственным деятелем нет. Особенно сейчас, когда никто не знает, существует ли он на самом деле. В свете слухов никто не решается с ним общаться, потому что поди узнай, кто на другом конце провода.

Насколько един Евросоюз в поддержке Украины? Венгрия гнет свою линию, Словакия заявила, что больше не намерена поддерживать Украину.

Заявления популистов всегда нужно подтверждать делами. Если посмотреть на то, что произошло на последнем заседании Евросовета, премьер-министр Роберт Фицо говорил мало и вел себя довольно сдержанно.

Виктор Орбан несколько раз обжигался. Пока что его удавалось усадить за стол переговоров при обсуждении санкций. Он систематически у себя на родине разговаривает об одном, но когда садится за стол переговоров, он участник всех санкций.

Как всегда в семье – некоторых плохишей просто приходится силком сажать за стол. Рычаги находятся в руках Евросоюза, и это важно. Если бы это зависело от меня, я бы выгнал Венгрию.

Европейская комиссия направила Украине четкий сигнал с рекомендацией начать переговоры о вступлении.

Это очень важное сообщение, но этого недостаточно. Европа должна начать поддерживать Украину в военном отношении.

Соединенные Штаты тратили 300 миллионов долларов в день на войну в Афганистане. В конфликте, который не был интенсивным. А теперь они хвастаются отправкой 1,5 миллиарда долларов на военную поддержку. Это пять дней, проведенных в куда более спокойной войне.

Я хочу сказать, что у США есть возможность, но нет желания поддержать по-настоящему. И это дает лидерам крупных европейских стран возможность сохранить поддержку на прежнем уровне. Они ведь больше не обязаны ничего делать, если этого не делают американцы.

Все кажется огромным, но если мы посмотрим на количество физически поставленных снарядов или вооружений, то это сокращение запасов металлолома на территории Европы. Они прислали свои пятидесятилетние машины. Сейчас потихоньку начинают присылать что-то еще, но цифры невероятно малы. Премьер-министр Канады с гордостью хвалится, как они отправили в Украину четыре танка Leopard. Это несерьезный разговор. Протяженность линии фронта составляет около 1600 километров. Мы даем Украине столько, чтобы она не умерла, но и не выжила.

Самое главное – держать под контролем воздух. Еще летом 2022 года я вместе с бывшим командующим европейскими силами НАТО генералом Бридлавом и несколькими британскими и немецкими генералами написал письмо, в котором мы обратили на это внимание.

Контроль над воздушным пространством имеет жизненно важное значение. Контроль с помощью самолетов, зенитных средств. Посланные туда Patriot и IRIS-T – их очень мало. Германия передала Украине столько же Patriot, сколько США. У Германии 30 систем Patriot, у США – 1000. Баланс где-то нарушен. У США нет желания реально победить в войне в Украине.

Что вы думаете об идее бывшего генерального секретаря НАТО Андерса Фога Расмуссена принять Украину в члены НАТО?

Генералы в отставке и генсеки часто говорят большие глупости, и это один из примеров. По сути, это равнозначно предложению начать мирные переговоры.

Когда ты в таком положении, можешь нести все, что бог на душу положит. В любом случае это привлекает внимание, ты попадаешь в СМИ. У него есть бизнес-интересы, и это, видимо, было экономически важно.

Смотрите также

Последние новости