July, 27, 2024

На 30 процентов дешевле: к банкротству строительной фирмы привели смелые тендерные предложения

Поделиться

Глава Eviko Каймо Сепп заявил, что сделал все, чтобы спасти задолжавшую строительную компанию.Фото: Andras Kralla

Если две приближающиеся к банкротству строительные компании Eviko видят причину неприятностей в ситуации на рынке и негибких клиентах, то кредиторы указывают на безрассудное поведение Eviko при госзакупках.

«Они выиграли разные тендеры по дешевке, и в конечном итоге сами виноваты в этом (банкротстве – ред.). Они так выкручивались, если могли откуда-то взять денег и все было тяп-ляп и не выполнялось. Типичное эстонское строительство», – сказал Раймонд Ряэк, член правления компании Polarfoam, продававшей Eviko изоляционные материалы.

Член правления Floorin Арви Мягин, продававший Eviko полы, заметил, что многие строители пытаются найти ошибки в проекте уже во время строительства, чтобы на этом основании его удешевить. Однако, если имеешь дело с сильным заказчиком, это не удастся. «Жаль, что компания заканчивает банкротством. Но это важный сигнал другим участникам рынка: если предлагать агрессивно, надо иметь очень большое количество жирка, чтобы покрыть убытки», – сказал он.

Две истории банкротства: строительная компания Eviko AS начала процедуру банкротства. По последним данным, к банкротству приближается и ее дочернее предприятие Eviko Ehitus.

Согласно плану санации, у Eviko было 306 кредиторов, однако из плана были исключены все требования на сумму менее 1800 евро. 173 кредитора, включенные в план, требуют в общей сложности 4,2 миллиона евро. В плане предполагается, что в случае банкротства будут удовлетворены примерно 9,4 процента требований всех кредиторов.

Не лучше ситуация и в Eviko Ehitus, которая, судя по всему, находится на грани банкротства. Согласно плану реструктуризации, Eviko Ehitus должна удовлетворить требования в общей сложности 75 кредиторов, общая сумма достигает почти 2,7 миллиона евро. В плане санации предполагалось, что в случае банкротства Eviko Ehitus сможет удовлетворить максимум три процента требований кредиторов.

Многие кредиторы уже мысленно списали свои претензии. «Конечно, это горькая пилюля, но справедливость в мире никуда не делась. Начинать заново в этом бизнесе, независимо от названия, этим людям в любом случае будет очень сложно, – сказал, глава ACO Nordic Урмас Трууса. – Кредита доверия нет».

Бывший глава Eviko Каймо Сепп ответил на критику, что Eviko делала предложения по закупкам в соответствии с ситуацией на рынке. «В закупочных процедурах определяющим фактором является цена, и если есть желание строить, то для этого нужно приложить усилия», – сказал он.

Сепп добавил, что проблемы с ценой строительства, как правило, возникали из-за того, что в ходе работ возникали обстоятельства, о которых заказчик не упомянул при подготовке тендера.

В последние годы Eviko AS выиграла значительно больше тендеров, чем ее дочерняя компания Eviko Ehitus. Планы санации компаний выявили, что Eviko часто принимала участие в закупках, причем, выигрывая объект в Северной Эстонии, подряжала в качестве главного подрядчика Eviko Ehitus.

Руководитель Eviko Ehitus Эрик Лийв признал, что при подаче заявок на тендеры у предпринимателя могут случиться ошибки. «Если предлагать сто тендеров в год, то понятно, что в некоторых тендерах может быть ошибка в расчете, это не обязательно означает, что была сознательно названа заниженная цена», – сказал он.

При этом он отметил, что ответственность лежит и на заказчике, поскольку если поставщик подозревает, что стоимость тендера неоправданно занижена, он должен проверить, в чем причина. «Если клиент заключает договор с поставщиком, предложение которого на 20% и более дешевле предыдущего, и не спрашивает ни слова о сути этого предложения, такому клиенту необходимо посмотреться в зеркало», – сказал Лийв.

Он добавил, что если предприниматель уже сделал предложение, а позже обнаруживает, что в предложении была допущена ошибка, его нельзя отозвать без штрафа.

Прибыль в 3% растаяла: Eviko AS описала в своем плане реструктуризации, что при подаче заявок на строительство, сделанных в конце 2021 года, она учитывала пятипроцентный бизнес-риск и трехпроцентную прибыль, но из-за роста цен на строительство эти контракты принесли убытки в 10-15 процентов. В частности, индекс цен на строительство вырос в 2021 году на 8,3 процента и в 2022 году – на 17,8 процента.

Выжать последнее

И Сепп, и глава Eviko Ehitus Эрик Лийв, говоря о трудностях, с которыми столкнулись компании, ссылались на коронакризис и войну в Украине, которая привела к беспрецедентному росту цен. «При составлении предложений не удалось учесть эти факторы», – сказал Сепп.

Затем возникли проблемы с ликвидностью, поскольку заказчики не захотели компенсировать рост цен на сырье и вместо этого потребовали уплаты договорных штрафов за задержку работ. Убытки Eviko от последствий COVID и войны в Украине составляют более четырех миллионов евро, указал Сепп.

Лийв заметил, что непосредственно перед войной на Украине у Eviko Ehitus имелось рекордное количество незавершенных работ. «По простой математике, если цены на сырье выросли на 15-20%, а рентабельность компании в хорошие времена составляет 2-3%, можно подсчитать, каким будет убыток, если остаток незавершенных работ составит более 15 миллионов евро», – сказал Лийв.

Сепп рассказал, как проекты, получившие откуда-то средства поддержки, стали убыточными: страх потерять поддержку не позволял изменить контракт. При этом он также сослался на злонамеренность заказчиков. «Многие клиенты увидели возможность выжать все до последней капли из попавшего в беду подрядчика, требуя для себя более выгодных решений и применяя договорные штрафы, зная при этом, что у компании не хватит смелости и финансовых возможностей, чтобы начать тяжбу с клиентом», – сказал Сепп.

Лийв более снисходительно отнесся к жестким решениям государственных заказчиков. «Мы не жалуемся ни на одного заказчика в СМИ, потому что отчасти понимаем сложность регулирования госзакупок, отклонение от которого может в свою очередь привести к требованиям о возврате субсидий».

Сделал все возможное

Каймо Сепп, бывший менеджер и акционер Eviko AS, заявил, что вместе с владельцами он внес максимальный вклад как по времени, так и по деньгам, чтобы спасти компанию. Однако когда компания приступила к санации, это стало особенно сложно.

«Клиенты госсектора не доверяют компании, находящейся на санации, и сделают все, чтобы не подписывать контракт, несмотря на выигранный тендер, или выйти из действующих контрактов, применяя максимальные штрафы и удерживая деньги за проделанную работу», – сказал Сепп.

Он отметил, что в ходе процедуры санации Eviko принимала непосредственное участие в качестве участника или субподрядчика в более чем 150 тендерах, из которых 22 были выиграны. В марте суд начал процедуру реорганизации Eviko, которая была утверждена в июне. С марта, согласно регистру госзакупок, Eviko выиграла пять тендеров в качестве поставщика.

«Эмоционально мне крайне сложно смириться с ситуацией, когда, несмотря на самоотверженность и усилия всей команды, в сегодняшних экономических условиях предприятие с более чем тридцатилетним опытом работы не может найти работу», – сказал бывший руководитель и акционер Eviko AS Каймо Сепп. После подачи заявления о банкротстве он ушел с обеих должностей

Старые связи вызывают сомнения

Хотя несколько субподрядчиков, пообщавшихся с Äripäev, с пониманием относятся к Eviko AS и ее руководителю Каймо Сеппу и допускают, что компания могла просто оказаться в ловушке из-за повышения цен, кредиторы не испытывают особой симпатии к Eviko Ehitus.

«Странно, что за долгое время, даже во время строительного бума, они не смогли создать для себя достаточные резервы и предвидеть процессы, – сказал руководитель строившей водоотводные системы для Eviko компании ACO Nordic Урмас Трууса. – Это, конечно, вызывает вопросы».

Некоторые предприятия, предлагавшие Eviko Ehitus товары или услуги, делали это только с предоплатой. «У нас не было иллюзий по поводу этой группы. Самое болезненное в строительстве – это когда говорят одно, а делают другое. От них надо держаться подальше», – сказал член правления Floorin Арви Мягин.

Недовольны и клиенты, которые во многих случаях остались одни со своим объектом из-за проблем Eviko и Eviko Ehitus. «За именем подрядчика стоят известные жулики, которые на каждом этапе пытались обмануть заказчиков и субподрядчиков», – сказал Андрус Тедремяэ, административный директор муниципальной компании Viimsi Haldus OÜ, работавшей над расширением школы Рандвере в Виймси.

Часто причиной проблем Eviko Ehitus называли руководителя компании Эрика Лийва. «По сути, Eviko Ehitus – это одна и та же старая группа, Riito и Facio. Это все те же люди. Это уже пошло по третьему кругу», – сказал член правления Polarfoam Раймонд Ряэк.

Корни Eviko Ehitus уходят корнями в обанкротившуюся строительную компанию Facio и ее преемницу Riito. Последние были известны своими долгами перед субподрядчиками. Владельцем компании был Тоомас Тромп, которого несколько лет назад подозревали в том, что он стоит за деятельностью Eviko Ehitus.

Компания Eviko Ehitus возникла шесть лет назад в результате слияния OÜ Sand Ehitus и AS Eviko. Sand Ehitus сотрудничал с преемником Facio, Riito Ehitus, и вместе они участвовали в государственных закупках. Глава Eviko Ehitus Эрик Лийв руководил как Sand Ehitus, так и Riito Ehitus. С 2017 года Эрику Лийву принадлежит и Facio.

Однако, по словам Лийва, говорить о его связях с Facio неуместно, поскольку он никогда не руководил этой компанией. Лийв напомнил, что за 15 лет деятельности (включая период Sand Ehitus) компания Eviko Ehitus построила более 60 объектов и на протяжении многих лет в основном использовала один и тот же круг субподрядчиков и поставщиков. «Сотрудничество было двусторонним и добровольным, поэтому можно предположить, что мы были подходящим партнером для субподрядчиков и поставщиков», – заметил Лийв в ответ на упоминание о его плохой репутации.

Однако некоторые субподрядчики, пожелавшие остаться анонимными, были удивлены, почему многоопытный Каймо Сепп вообще решил начать работать с Эриком Лийва.

Сепп ответил, что Eviko купила долю в Eviko Ehitus шесть лет назад, чтобы выйти на таллиннский рынок. «Мы надеялись, что команда сможет развиваться вместе с нами. Мы предложили свои ноу-хау и поддержку», – сказал Сепп.

«К сожалению, Eviko Ehitus была связана с предыдущими предприятиями своего руководителя и это несправедливо бросало тень на Eviko, компанию с совершенно другой историей и принципами управления», – добавил он.

Быстрый финал

Упадок Eviko был быстрым. По словам нескольких субподрядчиков, у Eviko AS возникли проблемы с оплатой в конце прошлого или в начале этого года. В конце февраля Eviko подала заявление о санации.

Руководитель TRV Kliima Роланд Юнг вспомнил, что незадолго до санации он разговаривал с Каймо Сеппом, который в то время был все еще оптимистичен и сказал, что у Eviko есть полный портфель заказов на этот и следующий год. «Он рисовал относительно оптимистичную картину того, что он все еще хочет и старается изо всех сил», – сказал Юнг.

По словам нескольких кредиторов, ожидающих денег от Eviko и Eviko Ehitus одновременно, Эрик Лийв неожиданно связался с ними перед голосованием о санации, чтобы узнать, будут ли они голосовать за этот план. По словам субподрядчиков, раньше связаться с Лийвом было очень сложно. «Я думаю, что Эрик Лийв – образчик недоступности», – сказал глава ACO Nordic Урмас Трууса.

Гасили долги друг друга?

Несколько кредиторов заявили, что, когда Eviko Ehitus столкнулась с трудностями, им предложили вариант, чтобы вместо этого счет оплатила материнская компания Eviko AS, хотя договор был заключен с Eviko Ehitus. Один субподрядчик показал, как они доставили товар на объект Eviko Ehitus, но счет в итоге оплатила материнская компания.

В то же время были и обратные примеры, когда субподрядчику, подписавшему договор с Eviko AS, было разрешено изменить счет на Eviko Ehitus. Не все субподрядчики, по их словам, согласились с переделкой счетов, но некоторые получили таким образом часть долга от другой компании.

Неизвестно, насколько масштабной была такая оплата счетов друг друга и могла ли она повлиять на способность Eviko AS справиться с ситуацией. Однако некоторые кредиторы полагают, что Eviko AS продолжала бы работать и сегодня, если бы им не приходилось выплачивать долги своей дочерней компании.

Руководители ни одной из компаний не стали комментировать эти случаи.

Санация была утверждена судом в июне, но уже в октябре руководитель Eviko подал заявление о банкротстве.

В августе этого года начала санацию и Eviko Ehitus, где Eviko принадлежало 50 процентов. Кредиторы одобрили план в октябре, и он должен был вступить в силу 17 ноября. Однако у консультанта по санации возникли сомнения относительно того, можно ли еще спасти предприятие путем санации на фоне процедуры банкротства Eviko AS и проблем со строительными объектами Eviko Ehitus, о которых сообщалось в СМИ.

На прошлой неделе Лийв сообщил, что планирует подать заявление о банкротстве, а в этот четверг советник по санации Оливер Эннок подтвердил, что получил проект заявления о банкротстве от директора по строительству Eviko. По словам советника, предприниматель обещал подать заявление о банкротстве в суд в пятницу.

Заказчики забрали объекты

На некоторых объектах чаша терпения заказчика настолько переполнилась, что он в конце концов выгнал Eviko с объекта. Так произошло, например, с пристройкой к школе Рандвере в Виймси.

По словам административного руководителя Viimsi Haldus OÜ Андруса Тедремяэ, летом клиент расторг договор с Eviko и взял на себя незавершенное строительство, чтобы продолжить проект самостоятельно.

«Мы напрямую общались с субподрядчиками и приложили все усилия, чтобы свести концы с концами и успешно завершить строительство», – сказал Тедремяэ. По первоначальному плану строительство должно было завершиться к сентябрю прошлого года.

Точно так же забрала объект у Eviko Эстонская академия художеств, для которой фирма строила новый учебный корпус. Это произошло уже после того, как 1 ноября компания подала заявление о банкротстве.

«В настоящее время мы работаем над тем, чтобы предотвратить повреждение здания холодом и водой. Ведутся работы по монтажу изоляционных панелей, строительству проемов и других частей здания, чтобы закрыть коробку здания перед зимой», – рассказал административный и финансовый директор EKA Андрес Таммсаар.

«Сегодня рано говорить о сроках сдачи здания, но заверяю вас, что оно будет готово. Теперь у EKA есть и ресурсы, и опыт для успешного завершения строительных проектов», – добавил он.

Смотрите также

Последние новости