Кюллике Намм (справа), Калев Кангур, адвокат Кангура Дмитрий Теплых и Тоомас Тамм в здании Раквереского суда.Фото: Sten Semjonov
На слушании по делу адвоката Кюллике Намм, экс-главы Земельного департамента Калева Кангура и одного из владельцев отелей AQVA Hotels Тоомаса Тамме, которое началось на год позже запланированного срока, суд принял документы, найденные в банной каменке в доме Тамма во время обыска КаПо, на основании чего было возбуждено уголовное дело.
Причастные обвиняются в групповом совершении мошенничества в крупном размере. Согласно обвинению, они ввели в заблуждение судей по гражданскому делу, в связи с чем в двух судебных инстанциях Roodevälja Terminal OÜ, управляющую топливным терминалом недалеко от Раквере, обязали выплатить 635 000 евро.
Во вступительных речах, произнесенных в Раквереском здании Вируского уездного суда, подсудимые в один голос заявили, что не понимают обвинения. Разумеется, они также не признали себя виновными.
«Я не совершила никакого проступка. Мое поведение всю жизнь было законным», – заявила Намм, по мнению которой, это обвинение не демонстрирует особого ума прокуратуры.
Когда сотрудники КаПо в рамках уголовного дела обыскивали дома бизнесмена Хиллара Тедера, советника министра финансов Мартина Хельме Керсти Крахт и Тоомаса Тамма, они обнаружили в печке несколько документов, которые пытались уничтожить.
В одном из них, датированном 2012 годом, бизнесмен Олег Лядов подтверждал, что получил несколько сотен тысяч евро наличными от Михкеля Мийлпалу за недвижимость в порту Азери.
Эта информация, однако, поставила под сомнение вступившее в силу еще в 2019 году решение по гражданскому делу, согласно которому компания Кангура MV Finantseeringud OÜ получила от компании Мийлпалу Roodevälja Terminal почти 635 000 евро, включая проценты и пени за просрочку платежа.
Мийлпалу и ранее заявлял в программе ETV «Pealtnägija», когда подал заявление о преступлении в прокуратуру, что, скрывая свои реальные деловые интересы, Тамм вместе с адвокатом Намм занимается возможным мошенничеством.
Тогда никакого расследования не было начато, поскольку у Мийлпалу не было никаких документов, подтверждающих его версию. В какой-то момент в доме Тамма были обнаружены документы, которые подтвердили следователям версию Мийлпалу.
Согласно обвинительному заключению, троица сознательно создала у судьи Вирумааского суда Ифрета Мамедгусейнова и гражданской коллегии Тартуского районного суда – судей Каи Куллеркупп, Керсти Керстна-Вакс и Трийн Уусен-Наке – неправильное впечатление, и в результате принятого судьями решения Roodevälja Terminal был причинен большой ущерб.
Кроме того, Тамм обвиняется в даче ложных показаний в суде, а адвокат Намм – в использовании поддельного документа.
Фигуранты дела:
Кюллике Намм. Владеет 80% адвокатского бюроа, которое носит ее имя. В отношении Намм возбуждено еще одно уголовное дело, по которому ее обвиняют в нарушении процессуального ограничения при рассмотрении детальной планировки порта Кясму. В августе Вируский суд оправдал ее по обвинению в коррупции. Прокуратура обжаловала дело в окружном суде.
Тоомас Тамм. В суде заявил, что вышел на пенсию и живет в Лугано, Швейцария. Ему также предъявлены обвинения по другому уголовному делу, слушания которого в настоящее время проходят в Харьюском уездном суде, там его сообвиняемыми стали бизнесмены Хиллар Тедер и Юри Пыльд, а также политик EKRE Керсти Крахт. Согласно обвинительному заключению, Тамм через компании Kallaste Kalur, Aqva Hotels и T.R. Tamme Auto подкупил советника министра финансов Мартина Хельме Керсти Крахт, чтобы та действовала в интересах Тамма, проталкивая изменения в Закон о рыболовстве. Тамм владеет фирмой Kallaste Kalur OÜ, которая занимается рыболовством на Чудском озере.
Калев Кангур. Работает советником Silmet Grupp, где владеет долей Тийт Вяхи. В 2014 году он был признан виновным во взяточничестве по так называемому уголовному делу об обмене земель в связи с решениями, которые он принимал в качестве генерального директора Земельного департамента вместе с бывшими министрами Виллу Рейльяном и Эстер Туйксоо. По делу о взяточничестве были признаны виновными бизнесмены Туллио Либлик и Тармо Педьясаар, а также Тоомас Аннус, работавший в компаниях Merko Ehitus и E.L.L. Kinnisvara.
Слушания по этому делу должны были начаться еще год назад, но сначала из-за болезни Тамма из дела было выделено обвинение Намм в нарушении процессуального ограничения, связанного с процедурой детального планирования порта Кясму. По этому делу Вируский суд оправдал Намм, однако обвинение обжаловало это решение в окружном суде.
В деле Тамма, Намм и Кангура тем временем сменилась целая череда судей, и теперь, при шестом по счету судье слушания, наконец, смогли начаться.
Кюллике Намм и ее адвокат Норман Аас.Фото: Sten Semjonov
Защитник: обвинение не соответствует закону
И адвокат Намм Норман Аас, и адвокат Тамма Кристина Леэ выразили удивление, как, по мнению прокуратуры, составленная по ошибке нотариальная доверенность, в которой Намм оказалась супругой Тамма, могла быть поддельным документом.
Эта доверенность была передана в Вируский уездный суд, и хотя первоначально подозрение пало и на нотариуса Ирму Рахну, расследование против нее позже было прекращено.
Как Намм и Тамм стали супругами
Весной 2018 года в Вируском суде находился на рассмотрении долговой спор вокруг порта Азери. Фирме бывшего руководителя Земельного департамента Калева Кангура, приобретшего известность в связи с уголовным делом об обмене земель, было передано долговое требование к Михкелю Мийлпалу и Roodevälja Terminal OÜ. Суммы требования были шестизначными.
Однако выяснилось, что в первый рабочий день того же года раквереский нотариус Ирма Рахну оформила на Тоомаса Тамма доверенность, согласно которой Тамм доверил Кюллике Намм как своей супруге представлять его интересы.
Раквере — сравнительно небольшой город, и люди, десятилетиями работающие в юридической сфере, прекрасно знают друг друга. Ни для кого не секрет, что мужем Кюллике Намм является Андрес Намм.
«К сожалению, в доверенности была допущена ошибка из-за человеческого фактора, и фактически уполномоченная не является супругой доверяющего лица. Когда обнаружилась ошибка, я связалась с уполномоченным лицом, и ошибка была исправлена как в нотариальном архиве, так и в доверенности, выданной уполномоченному лицу», – пояснила Äripäev нотариус Рахну, что произошло в мае 2020 года.
Помимо Тамма и Рахну, ошибку не заметила и Намм, и Вируский уездный суд, куда была представлена доверенность.
«Если не было подделки, как можно было использовать поддельный документ?» — спросила в своей речи дочь Намм, Леэ.
Однако бывший генпрокурор Аас заявил, что, возможно, правовая система Эстонии этого не поняла, но внесение в обвинительное заключение неверных данных может означать ответственность для прокурора.
Кангура тоже представляет бывший прокурор, ныне работающий адвокатом Дмитрий Теплых, который считает, что обвинение слишком абстрактно и не соответствует закону.
Тоомас Тамм (справа) и его защитники, адвокаты Мартин Трийпан и Кристийна Леэ.Фото: Sten Semjonov
Второй адвокат Тамма Мартин Трийпан подчеркнул, что в обвинительное заключение была включена версия произошедшего, высказанная потерпевшим Roodevälja Terminal, хотя гражданский суд уже дал оценку этой версии.
На это адвокат Тармо Пильв, защищающий интересы Roodevälja Terminal, заявил, что во время гражданского спора у Мийлпалу не было при себе определенных документов, и на их основании суд на тот момент не смог дать оценку.
Государственный прокурор Алан Рюйтель заявил в своей вступительной речи, что обвинение иллюстрирует важность социального положения лиц. Вторым обвинителем по уголовному делу является гособвинитель Сигрид Нурм.
Показуха аукнулась
В начале августа 2012 года компания AS Kalotex, связанная с бизнесменом Олегом Лядовым, официально продала недвижимость в порту Азери за 50 000 евро компании Roodevälja Terminal. Неделей ранее Roodevälja Terminal на основании кредитного договора получила от компании Тамма T.R. Tamme Auto 400 000 евро.
По словам Мийлпалу, все полученные деньги он потратил на покупку недвижимости в порту Азери: 50 000 евро он заплатил официально Kalotex и 350 000 евро наличными – Лядову.
В середине сентября того же года Roodevälja Terminal передала недвижимость за 95 000 евро основанному месяцем ранее OÜ Aseri Sadamad, принадлежащему OÜ Advokaadibüroo Küllike Namm, где Кюллике Намм была членом правления.
Мийлпалу указал суду, что вся эта показуха была необходима, поскольку Тамм хотел приобрести порт Азери, но его отношения Лядовым были крайне напряженными.
Михкель Мийлпалу присутствовал на заседании в качестве представителя потерпевшего Roodevälja Terminal OÜ.Фото: Sten Semjonov
Поскольку Лядов умер еще в 2013 году, расспросить его об обстоятельствах перемещения денег было уже невозможно.
А компания Тамма стала требовать долг у Roodevälja Terminal, поскольку, хотя, по словам Мийлпалу, с Лядовым был составлен документ об уплате денежных средств, при перепродаже недвижимости он, по его словам, попал в руки адвоката Намм.
Таким образом, возникла ситуация «слово против бумаги»: по словам Мийлпалу, он заплатил все полученные им 400 тысяч евро за покупку порта Азери, а Тамм фактически стал владельцем порта через юридическую фирму Намм.
Однако у Тамма возникло вытекающее из кредитного договора долговое требование, которое Roodevälja Terminal не выполнило в установленный срок, и на тот момент у Тамма официально не было отношений собственности в порту Азери. С августа этого года Тамму принадлежит 80 процентов Aseri Sadam OÜ.
В 2017 году компания Тамма T.R. Tamme Auto, которую представляла адвокат Намм, уступила иск к Roodevälja Terminal компании Кангура MV Finantseeringud. Требование по кредиту в размере 103 000 евро, выданное Мийлпалу компанией Kiviõli Keemiatööstus, в 2011 году также досталось компании Кангура.
Решение по гражданскому делу живет своей жизнью
MV Finantseeringud подала в суд иск против Мийлпалу и Roodevälja Terminal, и суд частично признал наличие претензий.
Хотя Мийлпалу несколько лет назад подал заявление о преступлении, в тяжбе, дошедшей до уголовной коллегии Тартуского окружного суда, суд пришел к выводу, что подозрения в мошенничестве и даче ложных показаний, обсуждавшиеся в ходе гражданского производства, необоснованны.
Однако у Тамма были найдены интересные документы, и в 2021 году все же было возбуждено уголовное дело, по которому сейчас все-таки начинаются судебные заседания.
В то же время вступившее в законную силу решение по гражданскому делу живет своей жизнью, и в рамках исполнительного производства судебный пристав приступил к продаже имущества Roodevälja Terminal на аукционе.