July, 27, 2024

Экономисты: кластерный кризис в стране продолжается, ждать скорых улучшений не стоит

Поделиться

Объемы промышленного производства упали на 20% по сравнению с пиковыми показателями последних лет, зарубежные рынки слабы, конкурентоспособность снижается, а прогноз, основанный на госбюджете, больше не актуален. Кластерный кризис продолжается полным ходом, констатируют аналитики, по словам которых ждать скорых улучшений в экономике не стоит.

По уточненным данным, ВВП Эстонии в третьем квартале снизился в годовом сравнении на 3,9%.Фото: Лийз Трейманн

Экономика Эстонии переживает далеко не лучшие времена, но в целом, если сравнивать с предыдущими кризисами, ситуация сегодня не настолько плоха, отмечает глава Центрального союза работодателей Арто Аас.

«Я бы не сказал, что надвигается грандиозная катастрофа и что пора паниковать, однако какое-то время все это будет продолжаться», – констатирует он.

Согласно предварительной оценке Департамента статистики, снижение ВВП Эстонии в третьем квартале должно было составить порядка 2,5%, то есть, фактически речь шла о медленном восстановлении экономики. Однако уточненные данные свидетельствуют о том, что квартальный ВВП упал в годовом сравнении на 3,9%.

По мнению главного экономиста Swedbank Тыну Мертсина, из этого следует, что в ближайшем будущем признаков улучшения экономики ждать не стоит.

Проблемы повсюду

в эфире Raadio Äripäev семь причин, по которым экономика страны падает уже семь кварталов подряд.

Во-первых, рассуждает Уускюла, исчезло сырье из России, что создало трудности эстонским производителям. Во-вторых, падает экономика Швеции – одного из основных покупателей продукции наших производителей. В-третьих, стагнирует экономика Германии.

В-четвертых, у Эстонии плохие отношения с Китаем, продолжает эксперт. В-пятых, в плохом состоянии сектор недвижимости. В-шестых, высокие ключевые ставки ЕЦБ снижают потребление. И наконец, в-седьмых, местные стартапы стали привлекать гораздо меньше инвестиций.

По словам Уускюла, если в 2022 году стартапы привлекли 1,3 миллиарда евро, или несколько процентов ВВП страны, то в 2023 году эта цифра составит около 300 миллионов – для маленькой Эстонии разница существенная.

«Кластерный кризис в Эстонии продолжается полным ходом», – констатирует главный экономист банка Luminor.

Слабость экспортных партнеров

Как отмечает экономист Банка Эстонии Каспар Оя, спад в экспортном секторе наблюдается уже не первый месяц. Однако нынешнее снижение объемов экспорта, скорее, обусловлено слабостью зарубежных рынков и проблемами конкурентоспособности эстонских предприятий, нежели проблемами с поставками сырья и утратой российского рынка, как это было в прошлом году.

По словам Оя, объемы промышленного производства в Эстонии снизились на 20% по сравнению с докризисным пиком, в то же время экономический спад составил почти 6%.

С другой стороны, в сравнении с мировым финансовым кризисом 15-летней давности все эти показатели выглядят относительно скромно – тогда промышленное производство сократилось на треть, а ВВП страны – на целых 20%, рассуждает эксперт.

Плюс к тому, как указывает аналитик департамента фискальной политики министерства финансов Мадис Абен, ситуация на рынке труда существенно не ухудшилась, даже несмотря на сложную внешнеэкономическую конъюнктуру.

В летнем прогнозе минфина ожидалось, что экономическая ситуация стабилизируется в конце нынешнего года, а положение дел на экспортных рынках постепенно улучшится в 2024 году. По разным причинам эти ожидания не реализуются.
Мадис Абен
Аналитик департамента фискальной политики министерства финансов

По данным Налогово-таможенного департамента, количество занятых в третьем квартале несколько сократилось. При этом речь идет об отдельных секторах экономики – в основном об отраслях промышленности, связанных с деревообработкой, строительных компаниях и транспортных предприятиях, непосредственно связанных с приграничной торговлей.

«В летнем прогнозе минфина ожидалось, что экономическая ситуация стабилизируется в конце нынешнего года, а положение дел на экспортных рынках постепенно улучшится в 2024 году. По разным причинам эти ожидания не реализуются», – констатирует аналитик.

Мадис Абен также отмечает депрессивное состояние китайской экономики, что, в свою очередь, влияет на ситуацию в Германии и остальных странах еврозоны.

Недавнее снижение прогнозов экономического роста на следующий год для большинства государств ЕС, включая Финляндию и Швецию, означают и более медленное восстановление экономики Эстонии, предполагает Абен.

Рынок труда остается сильным

Несмотря на нестабильные времена, рост заработной платы в годовом сравнении остается быстрым: в первом полугодии, по данным Налогово-таможенного департамента, средняя заработная плата увеличилась на 11,6%, в третьем квартале – на 10,5% в годовом сравнении.

Поскольку потребительские цены одновременно увеличились на 14% и 5% соответственно, покупательная способность трудовых доходов снова выросла, отмечает Абен.

Тыну Мертсина, в свою очередь, считает, что хотя рост заработной платы постепенно замедляется, с учетом динамики ВВП он все равно слишком велик, и этот разрыв увеличивается с последнего квартала прошлого года.

«Это говорит о том, что компаниям будет все сложнее поддерживать текущий рост затрат на рабочую силу. Иными словами, рост заработной платы замедлится, а уровень безработицы увеличится», – поясняет Мертсина.

Ленно Уускюла, со своей стороны, отмечает стабилизацию процентных ставок, в результате чего покупательская способность домохозяйств постепенно повышается.

«В то же время в обрабатывающей промышленности до 50 000 человек по-прежнему задействованы не полностью, и хозяева предприятий платят им зарплаты из резервов», – дополняет картину главный экономист Luminor.

Не только о бюджете насущном

По мнению главы Центрального союза работодателей Арто Ааса, экономическая картина в целом может стать более позитивной с середины следующего года, когда дно кризиса будет пройдено.

Однако рано или поздно последствия экономического спада коснутся и рынка труда – показатели роста занятости и заработной платы не будут вечно столь обнадеживающими, указывает Аас.

По его словам, Центральный союз работодателей дал понять правительству, что внимания властей заслуживают сегодня не только бюджетные вопросы. Предприниматели хотят, чтобы у государства было видение перспектив, позитивный план развития и четкая повестка дня.

Вокруг столько разговоров о снижении конкурентоспособности, однако правительство только и знает, что обсуждать налоги и поступления в госбюджет.
Арто Аас
Глава Центрального союза работодателей

«Вокруг столько разговоров о снижении конкурентоспособности, однако правительство только и знает, что обсуждать налоги и поступления в госбюджет», – сетует Аас.

Предприниматели мечтают о контрциклических инвестициях (инвестиции, направленные на стимулирование экономики в периоды спада – ред.), но начинать следует с простых вещей, уверен он.

«Предстоит повышение налога с оборота и подоходного налога, придет налог на автомобили – мы поймем, мы адаптируемся, мы смиримся, мы не умрем. И на этом сейчас я бы подвел черту», – резюмирует Арто Аас.

Пора подумать о будущем

По словам Каспара Оя, экономика Эстонии пока упала лишь на 6% – а все благодаря созданным до кризиса финансовым буферам. Несмотря на глубокий спад промышленного производства, внутренний спрос сохраняется на достаточно хорошем уровне.

«Во время кризиса очень сложно что-то исправить. Гораздо важнее то, что делается в период между кризисами, чтобы в экономике создавались буфера, с помощью которых эти кризисы можно было пережить», – поясняет свою мысль Оя.

Теперь же, как полагает эксперт, Эстонии нужны решения, которые выведут экспорт и экономику на путь роста.

Предприниматели должны понимать, каковы правила игры и какие направления бизнеса целесообразно развивать в Эстонии в будущем. Экономический спад рано или поздно закончится, однако восстановление может оказаться весьма скромным, если наша конкурентоспособность не укрепится.
Каспар Оя
Экономист Банка Эстонии

Доступное сырье и дешевая рабочая сила, а также расположение между Россией и Западом, которые раньше воспринимались многими как ключевые преимущества Эстонии, положительного влияния на экспорт больше не оказывают, указывает Оя.

Предпринимателям и правительству пора обсудить, каковы наши будущие конкурентные преимущества, и что за политика необходима Эстонии, дабы помочь нашей промышленности использовать эти преимущества, рассуждает он.

«Предприниматели должны понимать, каковы правила игры и какие направления бизнеса целесообразно развивать в Эстонии в будущем. Экономический спад рано или поздно закончится, однако восстановление может оказаться весьма скромным, если наша конкурентоспособность не укрепится», – подчеркивает экономист Банка Эстонии.

Смотрите также

Последние новости