May, 20, 2024

Инвестор Тоомас: мнения с генеральным директором Äripäev по Infortar разошлись

Поделиться

Руководство Infortar убедило инвестора Тоомаса в том, чтобы стать акционером компании, но оставило открытым вопрос о том, как это сделать – в рамках IPO или позднее через покупку акций на бирже.Фото: Liis Treimann

Проснувшись сегодня утром, я понял, что, несмотря на полученные вчера от руководства Infortar исчерпывающие ответы, которые сняли ряд опасений, я все еще стою перед дилеммой.

Однако времени на принятие решения уже нет, так как подписка на акции Infortar заканчивается сегодня в 16:00. Я должен был найти компромисс между обуревающими меня эмоциями и в итоге прийти к такому выводу, который бы удовлетворил всего меня. Думаю, мне это удалось.

В любом случае, решение должно приниматься с учетом ожидаемого дохода – я уже давно поставил перед собой цель зарабатывать не менее 12 процентов в год, поэтому каждая инвестиция должна быть взвешена с этой точки зрения. Помимо целевого показателя доходности, компания, которая попадает в мой портфель, может торговаться ниже своей справедливой стоимости и иметь конкурентные преимущества.

Честные и открытые ответы на ряд вопросов

Я, безусловно, рад, что получил от компании ответы на свои вопросы о росте и заверения в том, что компания не намерена держать деньги акционеров на своем счету. Председатель правления Infortar Айн Ханшмидт заверил меня и сотни инвесторов, что если компания не найдет подходящих инвестиций, то деньги будут выплачены акционерам в виде дополнительных дивидендов. Таким образом, денежный поток, который будет генерироваться в будущем, в любом случае попадет в кошелек акционера – либо через рост, либо через дивидендную доходность.

Но немного о цифрах. Генеральный директор Infortar Мартти Талгре подтвердил вчера, что инвестиции в сегмент возобновляемых источников энергии принесут не менее 10%, а генеральный директор Eesti Gaas Маргус Каазик заявил, что их бизнес приносит в Эстонии номинальную доходность в районе 6,6% и в Латвии в реальном выражении около 2,65% в год.

В то же время, по словам Талгре, кредиты у Infortar дешевые: ставка составляет около 2 процентов. «Банки знают, что мы – объемный бизнес, поэтому, если хочешь заработать, придется много давать в долг», – сказал он со сцены. Талгре также заверил, что после выплаты дивидендов в размере 1 евро и начислении процентов, оставшиеся на счете деньги, – а это примерно 65 миллионов евро в год, – будут инвестированы или, по его словам, выплачены инвесторам.

Кроме того, Талгре подтвердил, что в случае с Infortar не стоит опасаться чрезмерного заимствования, и что при рассмотрении задолженности следует следить только за долгосрочными долговыми обязательствами. Это связано с тем, что бизнес Infortar носит сезонный характер, и краткосрочные кредиты берутся перед зимой для заполнения газовых хранилищ. Впоследствии краткосрочные обязательства быстро погашаются за счет выручки от продажи этого газа.

На конец 2022 года на балансе было 204 млн евро долгосрочной задолженности. По словам Талгре, сейчас сумма составляет около 290 млн евро. Учитывая стоимость активов Infortar в размере более 1,4 млрд евро, это делает соотношение долга приятно низким и оставляет пространство для увеличения левериджа и инвестиций.

С точки зрения денежного потока, у Infortar остается около 65 миллионов евро в год для инвестиций после выплаты дивидендов и процентов. Талгре также говорит, что уровень кредитного плеча, используемого для инвестиций, составляет в пределах от 50 до 60 процентов. Учитывая низкую стоимость заемного капитала, рост, похоже, гарантирован. Однако будет ли он таким, что вместе с дивидендами позволит инвестору получать прибыль в размере 12 и более процентов годовых – остается под вопросом.

К вопросу о дивидендах. Да, в дополнение к выплачиваемым Infortar дивидендам есть и дивиденды от Tallink, которые, вероятно, будут выплачены в следующем году. Но вопрос для долгосрочного инвестора заключается в том, насколько устойчива эта доходность в ситуации, когда макроэкономическая картина ухудшается, и компании, возможно, придется увеличивать финансовую подушку на черный день.

Геополитический риск

На вчерашнем мероприятии также был выделен тот факт, что самый большой вопрос для балтийских акций, да и вообще для активов в регионе – кто покупает? Возможно, такой вопрос не актуален, особенно в США, где объем капитала велик и где действительно недооцененные активы уходят в мгновение ока. Но в случае с нашим регионом даже руководство Infortar признало, что Gaso была куплена так дешево в ходе вынужденной продажи отчасти потому, что из-за геополитической ситуации иностранные деньги сюда идти не хотят.

В то же время, меня интересует, останутся ли цифры на балансе теми же, даже если компания будет ликвидирована. Да, стоимость собственного капитала Gaso может превышать цену покупки примерно на 160 миллионов, как говорит руководство Infortar. Но что толку от этих знаний в ситуации, когда в реальной жизни их невозможно будет продать на рынке по стоимости, указанной в балансе? Для этого придется ждать, пока снизятся геополитические риски.

Правда, справедливости ради следует отметить, что объем свободных денежных средств у Infortar позволяет использовать такие скидки для инвестиций.

В ожидании баффетизации

Веря, что геополитический риск никогда не материализуется и что Infortar не придется продавать свои активы, все в конечном итоге сводится к вопросу роста и дивидендов. Я убежден, что это будет стабильная и спокойная акция, которую я бы смело рекомендовал всем, кто ставит перед собой более низкие цели по доходности, чем я.

В первые несколько дней торгов или даже в течение кварталов цена может резко меняться, поскольку результаты Infortar в настоящее время не отражают показатели Gaso. Однако после стабилизации сравнительной базы дальнейший рост будет уже вопросом веры. Самой надежной гарантией будут почти 4-процентные дивиденды, которые Infortar сам обещал выплачивать своим инвесторам.

Поскольку я склонен рассматривать все остальное как бонус, я решил занять выжидательную позицию и посмотреть, каким будет реальный рост, когда компания уже выйдет на биржу. Поэтому на данный момент я не подписываюсь на акции, но не исключаю возможность их покупки на бирже, как только Infortar успешно пройдет испытание рынком, и я почувствую наличие факторов, которые будут способствовать достижению моей цели по росту.

Так что я не только не списывают акции Infortar со счетов, но напротив, убежден, что когда-нибудь могу стать акционером компании.

В портфеле Infortar есть предприятия со стабильным денежным потоком, а генерируемые ресурсы можно использовать для дальнейшего развития. На балансе компании более 90 миллионов евро свободных денежных средств, поэтому я чувствую здесь определенную баффетизацию – ведь созданная Уорреном Баффетом Berkshire стабильно зарабатываемый денежный поток от своих бизнесов реинвестирует в свой рост. Но мне хочется дать этому чувству немного времени, и такая возможность у меня есть благодаря Таллиннской бирже.

Если в первой половине 2024 года окажется, что прибыль Infortar в размере 90-100 миллионов евро стабильна и устойчива, это, конечно, станет для меня стимулом для покупки акций.

Спор с Игорем Рытовым

После принятия решения мой хороший коллега Игорь Рытов посоветовал мне смотреть в будущее, а не на цифры, которые есть сейчас. Он заверил меня, что подписывается на Infortar именно потому, что верит, что у Infortar хороший нюх на недооцененные инвестиции.

«Я не удивлюсь, если скоро мы услышим новости об еще одном хорошем приобретении. И у них есть деньги», – сказал Рытов, который считает, что цена акции в первые несколько дней подрастет.

Теперь будет возможность сравнить, кто сколько теоретически мог заработать и потерять. В любом случае, ставка высока – генеральный директор Äripäev подтвердил, что подписался на 1000 акций Infortar, то есть в общей сложности на 32 000 евро. «Я считаю, что Тоомас упустил хорошую возможность, как он сделал это в прошлом с Tesla», – сказал Рытов.

Не исключаю, что на этот раз я был слишком консервативен, но в этом случае я буду готов признать свою ошибку. Как я уже не раз доказывал, я не боюсь покупать хорошие вещи на рынке, даже по чуть более высокой цене. Когда речь заходит о Tesla или Berkshire Hathaway, то жизнь не раз показывала, что покупка их акций на бирже не является ошибкой – в конце концов, я купил акции Tesla, когда первый большой рост уже был позади, и тем не менее на данный момент в плюсе.

Кроме того, я продолжаю держать Tallink в своем портфеле. Если выпуск акций Infortar пройдет успешно, это будет означать, что инвесторы подтвердили тезис владельцев о том, что судоходная компания может стоить значительно больше, чем ее текущая рыночная стоимость. Это также может отразиться на рыночной цене акций Tallink, поэтому косвенная выгода от отказа подписаться на Infortar все равно отразится на моем портфеле.

Смотрите также

Последние новости