September, 16, 2024

Ярослав Тавгень: главное – вовремя остановиться. Не надо выводить RMK на биржу!

Поделиться

Ярослав Тавгень.Фото: Andras Kralla

Если мы войдем во вкус и продолжим выводить госкомпании на биржу, произойдет ее огосударствление и скукоживание частного сектора, считает журналист «Деловых ведомостей» Ярослав Тавгень.

Глава завода Thermory Фредди Каазик высказал мнение, что если вывести на биржу государственный Центр управления лесным хозяйством (более известный как RMK), то это станет спасательным кругом для госбюджета, которому сегодня адски нужны деньги, а также поднимет интерес людей к лесу и деревообрабатывающей промышленности.

Каазик обращает внимание на то, что интерес современных людей к лесу падает. И он полагает, что если появится несколько десятков тысяч частных инвесторов в RMK, то они станут вовлеченными людьми: начнут больше интересоваться этой темой, чаще кликать на новости, содержащие слово «лес», и станут людьми, просвещенными в этой области.

В качестве позитивного примера он приводит Enefit Green, выход которого на биржу привел, как выразился Каазик, «к появлению 60 000 активистов, продвигавших идею строительства ветряков на работе, в школе и среди друзей – ведь таким образом они отстаивали свою инвестицию».

Не уверен, что прямо все 60 000 инвесторов были активистами (не удивлюсь, если среди них были и те, которые рассуждают по принципу «я вообще не верю в глобальное потепление, но доходность хорошая»), но самая популярная акция 2021 года, без сомнения, подняла интерес людей к возобновляемой энергии. Название Enefit Green не сходило с первых полос деловых изданий, поднимая интерес и к самой компании, и к бирже, и к альтернативной энергетике в целом. Уверен, что если удастся создать похожий ажиотаж для RMK (а статистика последних пяти лет показывает, что это реально), можно добиться сопоставимого эффекта.

В качестве второго аргумента Каазик выдвинул то, что выход RMK на биржу принесет в госбюджет живые деньги, которых так остро не хватает (не зря государственные мужи пытаются сегодня сэкономить буквально на всем). Здесь вообще не о чем спорить: разумеется, принесет, и да, сегодня каждый евро для правительства на вес золота.

Каазик пишет и о том, что такой шаг увеличит вовлеченность людей в деревообрабатывающую промышленность, поможет перезапустить индустрию, а также уменьшит безработицу.

И здесь нечем возразить, все это разумные аргументы. Я даже могу добавить еще один: частичная приватизация RMK повысит подотчетность предприятия. Биржа устанавливает жесткие правила в отношении того, когда и какая отчетность должна выходить, что может и не может говорить руководитель, и нарушать эти правила будет чревато.

Плюсов много, но делать так не надо

Несмотря на все эти прекрасные бонусы, я категорически против вывода RMK на биржу (за исключением варианта вывода всех 100% акций). Потому что это навредит бирже.

За последние пять лет в основном списке Таллиннской биржи случились четыре IPO.

В 2018 году IPO провел государственный Таллиннский порт. Он вывел на биржу треть своих акций, и подписка была превышена в три раза (это значит, что спрос сильно превысил предложение: инвесторы подали заявку на покупку 263 миллионов акций, в то время как порт вывел на биржу лишь 88 миллионов акций).

В 2019 году IPO провел частный Coop Pank. Интерес инвесторов был значительно ниже: подписка была заполнена всего на 71% (т.е. спрос был даже ниже предложения) .

В 2021 году на биржу вышел государственный Enefit Green, выбросив на рынок треть своих акций. Подписка была превышена в четыре раза (как тебе такое, Таллиннский порт?).

В 2023 году на биржу выходит частный Infortar. Данных о подписке пока нет, но судя по публичным и частным разговорам, скепсис инвесторов в отношении данного IPO огромен.

Все увидели тенденцию? Все, что государственное, сметается с полок моментально. Если же на биржу выходит частная компания, то включается максимально критическое мышление, проводится подробнейший due diligence и при малейшем сомнении инвестор говорит «нет». Совершенно правильно делает, но налицо предпочтение государственного частному.

Если бы Enefit Green была частной компанией, ее акции никогда бы не увидели такого роста сразу после IPO. Ведь это предприятие было создано в результате того, что Eesti Energia купила частого производителя возобновляемой энергии Nelja Energia за 300 миллионов евро (взяв на себя еще 200 миллионов евро долгов). Можете представить, как бы инвесторы отреагировали, проверни такое частное предприятие?

IPO Таллиннского порта и близко бы не имело такого же ажиотажа, если бы это была частная компания. Да оно бы с треском провалилось, т.к. это IPO было проведено вскоре после крупного коррупционного скандала и возбуждения уголовного дела против бывших руководителей порта.

Для меня очевидно, что успех этих предприятий был возможен лишь потому, что они принадлежали государству (убытки, если что, покроет налогоплательщик).

По мне, так это не только нечестно по отношению к частным биржевым предприятиям (почему LHV или Tallink должны конкурировать за интерес инвестора с бездонной бочкой денег налогоплательщиков?), но и очень опасно в долгосрочной перспективе. Мы рискуем подсесть на государственные деньги и вымыть все рыночное из того, что называется сегодня фондовым рынком.

Пока все хорошо и ситуация под контролем: у нас идеальный баланс частного и государственного. IPO Таллиннского порта и Enefit Green не привели к тому, что все бросились покупать государственные компании и шортить частные. Если Enefit Green сегодня действительно является одним из лидеров по дневному обороту торгов не только таллиннской, но и всей балтийской биржи, то Таллиннский порт уже успел скатиться в середнячки и уступает по этому показателю многим частным компаниям.

Так что этих двоих наша биржа переварила прекрасно и даже извлекла максимум дивидендов (в прямом и переносном смысле) из их прихода в виде повышенной ликвидности, роста доходности, рост интереса к инвестициям со стороны населения и назначения Каарела Отса главой всей балтийской биржи.

Но вечно это продолжаться не может. Где-то надо остановиться. Если мы продолжим пихать в биржу все государственное, мы рискуем этот баланс нарушить. Госкомпании гораздо надежнее частных предприятий, и поэтому перетянут интерес инвесторов на себя (это уже происходит во время IPO госкомпаний и первое время после него).

Каждое IPO госкомпании вызывает всплеск интереса к бирже, но что потом? Будем гонять туда-сюда деньги из одного госпредприятия в другое (и стараться не замечать того, как чахнут их частные конкуренты)? Как бы вы отреагировали на такой топ предприятий Балтийской биржи (по обороту)?

На мой взгляд, это было бы страшной антиутопией (и социализмом). Это означало бы, что частный рынок более или менее скис, народ подсел на государственные деньги, инвесторы ждут не дождутся выхода на биржу очередного Elering, и главными вопросами для них стали: «Кто завтра победит на выборах?» и «Утвердили ли чиновники наши тарифы?» (и не факт, что мы вообще увидели бы в верхнем списке LHV).

Впрочем, нужно рассмотреть сценарий, при котором вывод государственных предприятий на биржу может способствовать достижению одной интересной цели. С помощью этого шага можно попробовать заманить на балтийскую биржу крупный американский пенсионный фонд. Наши инвесторы любят халяву, и поэтому некоторые из них грезят идеей: дескать, вот придет к нам однажды крупный зарубежный гигант (достаточно одного), ка-a-a-к поднимет нам ликвидность и ка-a-a-к выведет биржу на новый уровень.

Ирония в том, что все ровно наоборот: американский фонд не придет, пока у нас не появится высокая ликвидность. Жесткие регуляции в сфере пенсий не позволяют фондам покупать то, что потом будет трудно продать.

И чтобы эту ликвидность создать, теоретически можно затащить на биржу новые госкомпании, создать кратковременный ажиотаж и с его помощью попробовать заманить сюда крупных мировых инвесторов. Проблема в том, что придет ли американский фонд, неизвестно, а то, что придется разгребать последствия в виде лавины госкомпаний на бирже, – факт.

На мой взгляд, сегодняшний баланс на таллиннской и балтийской бирже идеален, и его не нужно нарушать. Главное – вовремя остановиться. Единственный вариант, который только можно приветствовать, – это когда выводятся все 100% акций (т.е. когда госпредприятие становится частным).

Вообще идеально было бы сейчас вывести на биржу 100% акций Nordica. На них подписались бы полтора землекопа, IPO бы с треском провалилось, и быть может, тогда государство бы, наконец, решилось закрыть это бессмысленное чудище на радость всем жителям страны.

Смотрите также

Последние новости