July, 27, 2024

Вложившиеся в фонд LHV Roheline остались в минусе. Что дальше?

Поделиться

Член правления LHV Varahaldus, управляющий индексными и зелеными фондами Йоэль Кукемельк подвел итоги года. Управляемый им фонд LHV Roheline оказался единственным среди фондов второй и третьей ступени, кто завершил год с отрицательной доходностью.Фото: Andras Kralla/Äripäev

Больше всего в прошлом году потеряли те накопители пенсии, которые решили вложить средства в фонд LHV Roheline. Тем не менее, не стоит сразу делать поспешные выводы – управляющие фондом верят, что уже в этом году фортуна может повернуться лицом к зеленому сектору.

За год LHV Roheline упал на 5,6 процента и стал единственным фондом, закончившим год с отрицательной доходностью среди пенсионных фондов второй ступени.

В прошлом году на рынках было много изменений, причиной которых послужили массовое распространение искусственного интеллекта и сектор технологий США. В конце года росту способствовало ожидание снижения процентных ставок. Среди фондов второй ступени лучше всего справились фонды Swedbank, одержавшие двойную победу.

Самую высокую доходность в прошлом году показал пенсионный фонд Indeks Swedbank с доходностью в 20,7 процента. Второе место занял пенсионный фонд для родившихся в 1990-99 годах. Важно отметить, что пять фондов с наилучшей доходностью были индексными. В то же время год назад именно индексные фонды сильнее всего пострадали от падения.

Те же самые тенденции и порядок были и среди пенсионных фондов третьей ступени, где фонды Swedbank и другие индексные фонды занимали лучшие позиции, а LHV Roheline оказался самым слабым.

Спад в зеленом секторе

Управляющий инвестициями зеленых и индексных фондов LHV Йоэль Кукемельк признался, что временами потери Roheline достигали даже 15 процентов. «Росшие большую часть года процентные ставки подняли стоимость капитала для жаждущего капитала зеленого сектора, – пояснил он. – Когда в последние два месяца года мы увидели окончание гонки процентных ставок, интерес к зеленому сектору начал быстро возвращаться».

По мнению Кукемелька, в случае зеленого сектора следует смотреть на более долгосрочную перспективу. Мир поставил себе амбициозные цели на 2030 и 2050 годы в плане зеленого перехода, что, по словам Кукемелька, создает благоприятную среду на долгое время и позитивный тренд, предоставляющий возможность находить хорошие инвестиционные возможности в зеленом секторе.

Такое же мнение высказал директор по управлению активами SEB Эндрико Вырклаев, который считает, что продававшаяся с большой скидкой возобновляемая энергия предложит хорошие возможности уже в начавшемся году.

Год индексов

Инвестирующие в акции эстонские индексные пенсионные фонды выросли в прошлом году на 14-21 процент. Рост зависел от того, насколько большую часть портфеля они инвестировали в американскую биржу и, в частности, в сектор технологий США, а также от доли акций развивающихся рынков и, особенно, китайских. Индекс акций Гонконга Hang Seng упал в прошлом году на 17 процентов.

Несмотря на то, что прошлый год был успешным для индексов, Йоэль Кукемельк напомнил, что в 2022 году ситуация была обратной. «За последние два года общий результат эстонских индексных фондов варьировался от -3% до +3%», – отметил Кукемельк.

Год акций

По словам директора Swedbank Investeerimisfond Аге Петтер, в целом на финансовых рынках прошлый год был зеркальным отражением 2022-го, и рынки быстро восстановились после падения.

С начала года до середины декабря мировые индексы акций выросли почти на 20 процентов, превысив в евро уровни, достигнутые до начала войны в Украине. По словам Петтер, это означает, что прошлый год стал лучшим для пенсионных фондов с максимальной долей акций. В то же время даже для консервативных фондов год был хорошим, они прибавили более 5 процентов.

Кибербезопасность и акции, связанные с электромобилями

Говоря о секторах, которые принесли успех, управляющая инвестиционными фондами Swedbank Аге Петтер подчеркнула, что кибербезопасность уже некоторое время является одним из самых быстрорастущих сегментов инфотехнологий, и 2023 год не стал исключением. Постоянная высокая активность киберпреступности, несколько широко обсуждаемых киберинцидентов и ужесточенное регулирование в сфере кибербезопасности поддержали деятельность компаний в этой сфере и цены на их акции.

Во-вторых, Петтер упомянула акции, связанные с цепочкой поставок электромобилей, для которых, по ее словам, год оказался довольно волатильным, но в итоге доходность акций все равно оказалась выше глобального среднего уровня.

Относительно изменений в портфелях Swedbank Петтер отметила, что в начале прошлого года банк увеличил долю облигаций в пенсионных фондах для людей, родившихся в 1970-х и 1980-х годах, поскольку рынок облигаций в последнее время стал интересным по сравнению с рынками акций.

Облигации европейских компаний предлагали более 3,5 процента годовых, в то время как в 2021 году они практически не приносили доходности. По словам Петтер, высокие проценты – это положительный фактор для пенсионных фондов. «Это означает, что теперь и облигации приносят доход в портфель, что в будущем поможет смягчить волатильность рынков акций», – пояснила Петтер.

Директор по управлению активами SEB Varahaldus Эндрико Вырклаев также сообщил, что они частично переключились на облигации в активно управляемых фондах, добавив в портфели местные облигации среднего и высокого риска, приносящие 8-12 процентов годовых, а также глобальные облигационные фонды.

«Поскольку на ближайшие годы мы не прогнозируем столь глубокого экономического спада или значительного бума, мы считаем оптимальным выбором именно облигации со средним риском, которые могут опередить глобальные индексы акций», – пояснил управляющий фондом.

Петтер считает, что в этом году разумно делать ставку на облигации. «Трудно сказать, смогут ли облигации обойти рынки акций в 2024 году, но учитывая уровень процентных ставок, вероятность этого намного выше, чем исторический средний показатель», – сказала управляющая инвестиционными фондами.

Внебиржевые инвестиции уступили акциям

По словам руководителя активно управляемыми фондами LHV Кристо Ойдермаа, внебиржевые активы, такие как недвижимость и частный капитал, в прошлом году не смогли конкурировать с рынками акций. Если акции во второй половине года росли в ожидании снижения процентных ставок, то на внебиржевых активах изменения сказываются с задержкой, пояснил он.

По словам Ойдермаа, активно управляемые фонды сосредоточились на отдельных секторах, где ожидался рост прибыли и стоимости активов компаний. «Среди тех, кто сильно вырос, были, например, акции Yellow Cake, связанные с физическим ураном, стоимость которых резко выросла из-за дефицита урана», – рассказал он. Также высокий рост продемонстрировал индексный фонд, работающий с акциями европейских банков, поскольку банковская прибыль росла. Значительный вклад в рост акций внес и фонд ZKB Gold, инвестирующий в физическое золото.

Год семи американских компаний

Директор управления активами SEB Varahaldus Эндрико Вырклаев признал, что рост на рынках акций в прошлом году произошел во многом благодаря семи крупным американским компаниям, но SEB не делал ставку на отдельные компании в своих активно управляемых фондах. По его словам, эти технологические компании были представлены в их портфелях акций в небольшом объеме.

Год разбитых ожиданий

По словам управляющего пенсионными фондами Luminor Вахура Мадиссона, прошлый год нельзя охарактеризовать как стабильный период постоянного роста. По его словам, на рынках можно было наблюдать два крупных взлета и падения, один из которых произошел весной, а другой летом. В обоих случаях за ростом акций последовал быстрый спад.

«Рынок ожидал, что повышение процентных ставок закончилось, и центробанки начнут переходный период в сторону снижения ставок, но эта надежда оказалась преждевременной», – объяснил Мадиссон.

В ноябре произошел третий взлет на рынках акций, но теперь вероятность, что процентные ставки действительно снизятся в следующем полугодии, выросла еще больше, считает управляющий фондами.

Оптимистический год под вопросом

Что касается текущего года, то управляющий пенсионными фондами Luminor Вахур Мадиссон был настроен, скорее, оптимистично. «Если инфляция будет замедляться с ожидаемой скоростью, то центробанки могут снизить процентные ставки к середине следующего года. Поэтому есть надежда на то, что экономическая среда для предприятий улучшится, что позволит им разрабатывать новые планы развития, инвестировать больше и оживить экономику», – пояснил он свой оптимизм.

С точки зрения рисков Мадиссон отметил, что центробанки могут слишком долго и слишком высоко удерживать процентные ставки, опоздав с изменением курса и вызвав резкий спад в экономике.

Он добавил, что первая половина 2024 года вероятно пройдет в ожидании хороших новостей, но если влияние высоких процентных ставок будет сохраняться слишком долго, во второй половине года могут возникнуть убытки.

Управляющий SEB Varahaldus Эндрико Вырклаев видит тактические возможности в секторе возобновляемой энергии и среди малых предприятий. Тем не менее, по его словам, год долгий, и эти акции не обязательно будут лучшим вариантом на протяжении всего этого периода.

«На наш взгляд, крупные рынки акций в настоящее время учитывают положительный сценарий, такой как агрессивное снижение процентных ставок, мягкое приземление экономики и нереализацию геополитических рисков, и поэтому негативные сюрпризы могут пошатнуть доверие участников рынка», – заметил Вырклаев.

Год будет слабым

Управляющая инвестиционными фондами Swedbank Аге Петтер считает, что начавшийся год, вероятно, не будет таким сильным на финансовых рынках, каким был 2023-й, но предпосылки для приличной доходности все же существуют.

Петтер считает, что основной вопрос сегодня заключается в том, каким будет экономический рост в США. «Мы видим некоторые признаки замедления роста, но центробанк, вероятно, начнет снижать процентные ставки», – сказала она. В целом на рынке акций ожидается приличный год, если рост в США сохранится и темпы инфляции будут снижаться, считает Петтер.

Она добавила, что отдельный риск представляют собой войны, идущие в Украине и на Ближнем Востоке, а также выборы на Тайване и в США.

Член правления Tuleva Тыну Пекк.Фото: Andras Kralla/Äripäev

Взносы в третью ступень выросли в четыре раза

В прошлом году было сделано вкладов на сумму 150 миллионов евро, за пять лет они выросли в четыре раза, сказал основатель и директор фонда Tuleva Тыну Пекк, говоря о третьей ступени.

В фонд Tuleva в прошлом году было сделано вкладов в третью ступень на сумму 60 миллионов евро, что, по словам Пекка, означает, что весной эти люди получат 12 миллионов евро возврата от государства.

Пекк добавил, что все больше людей проверяют, где копится их вторая пенсионная ступень. «В результате индексные фонды с низкими издержками привлекают больше инвесторов, а старые банковские фонды с высокими комиссиями их теряют», – сказал он.

К концу прошлого года объем индексных фондов во второй ступени превышал миллиард евро, что составляет пятую часть всего объема второй ступени. Пекк отметил, что в индексных фондах копит свою пенсию около 30% участников второй ступени. В третьей ступени доля индексных фондов уже составляет более половины всего объема рынка.

По словам Пекка, в новом году подобное накопление станет еще проще. «Уже сейчас можно подать заявление об увеличении взносов во второй ступени», – напомнил Пекк, добавив, что этот взнос освобождается от подоходного налога. «Я убежден, что увеличение взносов во вторую ступень – это одно из самых простых действий, которые человек может предпринять для улучшения своего финансового фундамента», – считает управляющий фондами.

Смотрите также

Последние новости