July, 27, 2024

Кризис в Красном море. Цена на контейнеры растет, как это повлияет на Эстонию?

Поделиться

Датский морской торговый гигант Maersk не планирует в ближайшее время возобновлять плавание по Красному морю.Фото: Reuters/Scanpix

Эстонские предприятия пока не чувствуют влияния кризиса в Красном море. По их словам, благодарить за это можно опыт, полученный во время пандемии и войны в Украине.

С конца осени повстанцы-хуситы, контролирующие значительную часть Йемена, препятствуют движению кораблей через Красное море. Перед праздниками кризис обострился до такой степени, что фактически была введена блокада с ракетной угрозой, из-за чего многие компании отказались ходить через Красное море, выбрав маршрут через Африку в несколько тысяч километров.

Датский судоходный гигант Maersk и швейцарско-итальянская MSC до сих пор не ходят по кратчайшему маршруту из Азии в Европу. Французская CMA CGM, немецкая Hapag-Lloyd, тайваньская Evergreen и все остальные десять ведущих компаний в сфере грузовых перевозок также заявили о выборе африканского маршрута.

Ситуация, когда львиная доля мировой морской торговли избегает Красное море и, следовательно, Суэцкий канал, резко повысила цену на перевозки. Шанхайский индекс контейнерных перевозок вырос на 115 процентов в конце прошлой недели.

Несмотря на это, как сырьевые компании, так и операторы грузовых терминалов утверждают, что кризиса как такового нет.

«На нас это не влияет, – рассказал Райн Пальмисте, глава хлебопекарной компании Mantinga Eesti. – В отношении наших товарных групп заключены как минимум полугодовые контракты. Эта ситуация может коснуться тех, у кого контракты короче, или тех, кто покупает спот (по спотовой цене – ред.)».

Рия Силлаве, руководитель компании HHLA TK, которая управляет контейнерным терминалом Мууга, заявила в утренней программе радио Äripäev, что заметные последствия будут наблюдаться в том случае, если ситуация продлится долгое время.

«На данный момент в портах нет ни избыточных мощностей, ни очередей», – сказала она. Ранее Силлаве предсказывала, что сложности могут начаться в феврале.

В то же время она отметила, что сейчас предприниматели лучше подготовлены к ситуации, чем во время предыдущих кризисов.

«COVID, война в Украине – все это сделало производителей чувствительными, поэтому они пытаются минимизировать риски», – пояснила она, добавив, что большинство предпринимателей сократили свою цепочку поставок, поэтому морской транзит они могут заменить наземными перевозками.

Однако 40 процентов торговли между Азией и Европой проходит через Красное море, поэтому более серьезные экономические последствия вовсе не исключены. По мнению экономистов, из-за логистического кризиса может замедлиться охлаждение инфляции, что может отразиться и на процентных ставках.

По словам Силлаве, ценовое давление в настоящее время сдерживается охлаждением экономики Запада.

«В контейнерном мире наблюдается переизбыток предложения. Это дает основание полагать, что цены останутся низкими и в этом году», – подчеркнула Силлаве.

Смотрите также

Последние новости