Компания Apple в декабре приостановила продажу некоторых моделей Apple Watch, и акции отреагировали на эту новость резким падением.Фото: Reuters/Scanpix
Apple, одна из основ моего портфеля, за несколько недель потеряла десятую часть стоимости, считая с декабрьского пика. Некоторые винят в этом патентные споры по Apple Watch, но скорее в этом виноваты спекулянты.
Проблемы с часами начались в октябре прошлого года, когда Торговая комиссия США ввела запрет на импорт моделей Apple Watch с измерением уровня кислорода в крови. Согласно претензии, которую до сих пор разбирают в суде, Apple получила эту технологию с нарушением патента, принадлежащего технологической компании Masimo.
В декабре Apple приостановила продажу этой модели – как решил суд. Но уже через несколько дней возобновила – поскольку выиграла апелляцию.
В общем, Apple не продавала новые модели своих часов всего несколько дней, и это было в то время, когда купить их в качестве рождественских подарков могли только те, кто вспомнил о подарке в последний момент.
Так что ущерб для объема продаж этих часов, вероятно, был очень небольшим. Настолько небольшим, что его без лупы и не разглядеть в квартальных результатах.
Однако, если смотреть на график изменения цены акций, то лупа не нужна. Apple приблизилась к отметке в 200 долларов во вторую неделю декабря. Но время начала снижения примерно совпадает с появлением новостей о грядущем запрете. Сейчас она уже почти на 10% ниже декабрьских пиков.
Фиксация прибыли, а не беспокойство о часах
Подразделение носимых устройств, в которое входят Apple Watch и наушники AirPod, приносит Apple около десятой части оборота. В квартале, завершившемся в сентябре прошлого года, он составил 9,3 миллиарда долларов от общего оборота в 89,4 миллиарда, или 10,4%.
Для сравнения, продажи iPhone составляют 50% оборота Apple, а продажи услуг – 25%. Из квартального отчета невозможно точно определить, какую долю составляют Apple Watch в общем обороте, но, по мнению некоторых аналитиков, продажи часов могут составлять 60-70% оборота носимых гаджетов, т.е. около 6-7% от общего оборота.
Если на часы приходится 7% общего объема продаж, то приостановка продаж некоторых моделей на несколько дней окажет незначительное влияние на котировки и стоимость всей компании. Это не то, что вызывает обвал на 10%.
Не думаю, что многие люди бросились продавать акции, едва услышав новости про часы. Вероятно, к падению привела фиксация прибыли. Во-первых, акции к тому моменту выросли более чем на 16% с конца октября. Во-вторых, весь прошлый год был просто удачным для Apple, одного из столпов моего портфеля.
Мой портфель содержит 376 акций рыночной стоимостью 63 741 евро, из которых прибыль на данный момент составляет около 57 000 евро. Акции выросли почти на 40% за год, превысив мою целевую доходность в 12% более чем втрое.
Я думаю, что злоключения Apple Watch просто стали хорошим поводом для распродажи. Перед Рождеством некоторые люди, вероятно, хотели зафиксировать заработанную прибыль, купить Apple Watch для всей семьи (что еще!) и провести конец года с близкими, а не перед экраном, беспокоясь о фондовом рынке.
Так что же не так с этими часами?
Однако недавняя ерунда с Apple Watch заставила меня глубже заинтересоваться этим вопросом. Дело во многом в том, что Apple постепенно реализует план по перемещению своих часов с рынка носимых устройств на рынок носимых медицинских устройств (wearable medical devices, WMD).
Еще десять лет назад последний был в основном нишевым рынком, на котором работало несколько производителей часов, умеющих измерять пульс. Однако сейчас это становится мейнстримом, частью которого хотят быть все производители более-менее умных часов.
В интернете есть несколько прогнозов относительно текущего и будущего размера этого рынка, достоверность исходных данных трудно проверить. Прогнозируется, что ежегодный рост размера рынка будет столь же переменным и составит от 13 до 26%.
Очевидно, что объем этого быстро развивающегося рынка оценивается в десятки миллиардов долларов сейчас и в сотни миллиардов долларов в будущем. Человечество растет и стареет одновременно, а легкий сбор и анализ данных о здоровье – это тренд уже сейчас и в будущем.
Apple пытается заставить часы собирать данные о состоянии здоровья, помимо других функций, с момента их запуска десять лет назад. Все началось с простого измерения пульса, как и у других, к которому позже добавились обнаружение аритмии и приложение ЭКГ. Обе последние функции получили одобрение FDA для использования у людей от 22 лет и старше, а это означает, что их показания надежны даже по сравнению с профессиональными медицинскими устройствами.
Теперь в более дорогие часы добавлено измерение кислорода в крови. Планируется, что часы также будут измерять уровень глюкозы в крови, температуру тела, артериальное давление и т. д. При этом все это будет делаться в пределах достоверных погрешностей, на уровне профессиональных медицинских приборов. Для всех функций датчики и алгоритмы должны быть достаточно хорошими, чтобы часы были одобрены FDA.
Такие функции могли бы стать аргументом, который заставил бы даже некоторых пожилых людей, у которых нет других умных устройств, купить часы Apple. Тогда им смогут продать и последнюю модель iPhone – вместе с часами. Эта перспектива расширения рынка – вот что движет разработчиками часов Apple.
У Apple нет медицинских патентов
Но разработка медицинского устройства – это совсем не то же самое, что создание часов, которые станут продолжением вашего телефона. Добавление любой новой функции сбора данных о состоянии здоровья в часы означает увеличение собственных датчиков и действий, которых у Apple нет и которые нужно либо изобрести, либо передать на аутсорсинг.
У Apple есть патенты, но они в области связи. Разработка медицинских устройств – это совершенно неизведанные джунгли, в которых Apple хочет прогрессировать стабильно и разумно. Вот почему каждые несколько лет в часы добавляется только одна функция про здоровье, и большинство из них все еще находятся на стадии разработки.
Но вот, несмотря на все эти предосторожности, Apple споткнулась на измерении уровня кислорода в крови. Технология пришла в компанию, согласно ссылке на судебные документы в Bloomberg, вместе с инженером по имени Марсело Ламего, который был нанят из Cercacor Laboratories, дочерней компании Masimo. Судя по документам, похоже, что Ламего, недолго проработавший в Cercacor, сумел убедить Apple подать заявку на патенты на технологию, которую он привез с собой, от своего бывшего работодателя. Этот человек также покинул Apple сегодня, но причиненный им вред в настоящее время рассматривается в суде между Masimo и Apple.
Спор, скорее всего, закончится тем, что Apple выплатит Masimo некоторую сумму. Будет ли эта сумма теми 3 миллиардами долларов, которые первоначально просила Masimo, или больше или меньше, покажет только время. Как акционер Apple, я хотел бы, чтобы спор завершился как можно меньшим ущербом или даже выкупом компании Masimo – план, который Apple рассматривала несколько лет назад.
Жду хорошего момента для покупки
В любом случае, похоже, мне придется взять себя в руки и подготовиться к дальнейшему снижению котировок акций Apple. Аналитики, понизившие рейтинг акций в первые дни этого года, тоже поспособствовали падению. Пайпер Сэндлер изменила рейтинг акций на нейтральный, Barclays даже рекомендовал их продавать.
Ни тот, ни другой не оправдывают свою оценку запретом на продажи и патентными спорами об Apple Watch, а скорее тем, что новый год будет трудным для всей бытовой электроники, и что увеличить продажи вряд ли удастся. Я также боюсь, что в этом году мы не увидим большого роста товарооборота.
Однако может случиться так, что если акции Apple упадут слишком низко, я вместо этого куплю их в дополнение к текущей позиции в моем портфеле. Это связано с тем, что продажи часов не увеличивают и не уменьшают общий оборот в данный момент – если, например, появятся новости о благоприятном окончании спора с Masimo, акции могут начать расти и отыграть все потери. Я буду следить с интересом.