Обозреватель Райво Варе.Фото: Liis Treimann
Отсрочка помощи и даже начало ее передачи только весной, как это произошло в прошлом году, делает для Украины практически невозможным успех в новом контрнаступлении в этом году, пишет обозреватель Райво Варе в очередной записи своего военно-экономического блога.
Кроме оружия, у украинцев, которые героически за нас сражаются, явно мало денег. Западные союзники должны, наконец, прекратить ходить вокруг да около и быстро восстановить поставки необходимой помощи. В противном случае под угрозой окажется в том числе уже достигнутые результаты на фронте, пишет обозреватель Райво Варе в новом выпуске военно-экономического блога.
Недавний визит президента Владимира Зеленского в страны Балтии был очень эмоциональным и запоминающимся. О нем и так сейчас много пишут и говорят. А вот то, что происходит на его фоне, куда сложнее. А поскольку Äripäev – экономическая газета, поговорим прежде всего об экономических аспектах и их связи с войной и политикой.
Результаты прошлого года
Прошедший год оказался менее радостным, чем ожидалось. После успешного освобождения украинцами в 2022 году северных и северо-западных областей, а также Херсона, ожидания были высокими. Была надежда, что новое контрнаступление весной и летом вернет сине-желтый национальный флаг на берега Азовского моря. Однако этого не произошло по двум причинам.
Первое: Запад, повторяя свою обычную мантру о нежелании «обострять ситуацию», на три квартала задержал поставки необходимой военной техники и боеприпасов. Подготовка украинских солдат тоже затянулась и, как выяснилось в ходе начавшегося, наконец, наступления, изначально велась на недостаточном уровне.
Благодаря этой задержке российская сторона получила возможность глубоко и основательно окопаться в обороне, создав тройные эшелонированные укрепления так называемой «линии Суровикина». Эта линия в свою очередь защищена и минными полями беспрецедентного масштаба, которые противник к тому же постоянно совершенствует. Преодолеть их украинским войскам, давно не имеющими преимущества в технике, без превосходства в живой силе и абсолютно необходимой поддержки с воздуха, было и остается невыполнимой задачей. Определенный прогресс был достигнут, но прорывом его не назовешь.
В итоге приходится констатировать, что минувший год прошел не так, как ожидалось, и фактически завершился ситуацией на поле боя, которую на Западе называют тупиком, а глава ВСУ генерал Залужный в наделавшей шуму осенью статье в The Economist «патовой», выражаясь шахматным термином. Публикация в международных СМИ была попыткой генерала не только разъяснить ситуацию с авторитетной трибуны, но и привлечь внимание к противоречию между военными успехами и политической конъюнктурой (особенно поиску виновных в несбывшихся ожиданиях, начавшихся в кулуарах власти в Киеве).
Ключ к решению лежит, прежде всего, в столицах Запада. К сожалению, тамошние политики до сих пор не смогли достаточно продвинуться вперед.
Сейчас инициатива на фронтах в основном оказалась в руках россиян, которые наступают практически по всей линии фронта, в попытках положить на стол кремлевского диктатора некую формальную историю военного успеха к мартовскому переназначению, которое ошибочно именуют президентскими выборами.
В то же время на Западе и в самом украинском обществе растет усталость от войны, то тут, то там звучат рекомендации пойти на перемирие и переговоры с агрессором. До сих пор Киев относился к этому крайне негативно, поскольку понимает, что Россия будет использовать передышку только для одного – восстановить свою боеспособность, а затем снова напасть.
К сожалению, не все это понимают. В том числе и в стане основных союзников.
Что теперь требуется?
В частности, речь идет о США, где на фоне стартовавшей президентской гонки Конгресс застопорил выделение Украине пакета помощи в размере более 60 миллиардов долларов. Та же ситуация и в Европе, где выделение пакета помощи в 50 миллиардов евро, предназначенного Евросоюзу для помощи Украине сроком на четыре года, заблокировано из-за контрмер премьер-министра Венгрии Орбана, друга Кремля.
К концу месяца есть надежда найти какую-то промежуточную форму, позволяющую обойти вето Орбана, но нехватка времени уже критическая. Тем более, что лимиты предыдущих пакетов помощи исчерпаны, и поэтому не только военная помощь, но и экономическая поддержка не дойдет до Украины.
До сих пор Соединенные Штаты были крупнейшим поставщиком военной помощи украинцам. Она составляла 47 миллиардов долларов из почти 76 миллиардов общих объемов помощи Вашингтона. В то же время ЕС и его государства-члены выделили Киеву в общей сложности 86 миллиардов евро помощи, из которых 26 миллиардов – прямая военная помощь. При этом в рамках военной помощи отправлена в том числе старая техника, пылившаяся на складах и малоиспользуемая.
Европейцы сделали немало в обеспечении военной подготовки. Теперь на повестке дня стоит обучение пилотов использованию боевых самолетов F-16. Пока Киеву передают лишь несколько десятков таких, хотя, по мнению Залужного, для достижения превосходства в воздухе (необходимой предпосылки успешного наступления) понадобится как минимум несколько сотен.
Украинцы остро нуждаются в боеприпасах, особенно артиллерийских и реактивных снарядах. И управляемых, и обычных, а также высокоточных ракет. Местами они уже вынуждены при ведении огня применять режим жесткой экономии, что делает все более трудным отражение ожесточенных атак россиян, нечувствительных к потерям, так называемых «мясных штурмов».
Реализация инициированной Эстонией программы – миллион снарядов для летнего наступления украинцев – была сорвана из-за неспособности западных союзников ее выполнить. Сейчас идут разговоры о том, что на фронт в Украине к лету поступит лишь половина от обозначенного количества. Однако для обеспечения успешного наступления потребуется вдвое больше ежемесячно…
Давайте поговорим о деньгах
Но, помимо прямой военной помощи, по-прежнему будет необходима финансовая и экономическая помощь. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль публично заявил – а президент Зеленский подтвердил – к концу января у Киева закончатся деньги на прочие государственные расходы, уже не только на военные действия. После этого невозможно будет выплачивать зарплаты и пособия или покрывать другие государственные нужды. Война съедает все и не дает новым деньгам поступать в государственный бюджет.
По словам Шмыгаля, для покрытия административных расходов в течение следующих двух лет необходима дополнительная помощь в размере не менее 42 миллиардов долларов. Однако экономика Украины оказалась на удивление устойчивой и даже немного выросла, несмотря на условия войны – целых 5% в прошлом году.
Также завышенным оказался прогноз инфляции в 20% на 2023 год. По последним данным статистической службы, реальная цифра составляет всего 5,1%. С другой стороны, это показывает влияние на цены вызванного войной пониженного потребительского спроса, дурной знак для экономики.
Важные проекты развития оборонной промышленности в Украине, в том числе совместные с ведущими западными производителями, набирают обороты, но их развертывание требует времени.
В любом случае у украинцев, которые героически ведут войну за нас, денег явно недостаточно. Отчасти это видно уже по размерам гуманитарной помощи, которую только Организация Объединенных Наций предоставляет Киеву на сумму в 3,2 миллиарда долларов. Всего она требуется как минимум 14 миллионам украинцев, пострадавшим из-за войны.
Поэтому западным союзникам следует прекратить ходить вокруг да около и быстро восстановить поставки необходимой помощи. В противном случае под угрозой окажется в том числе уже достигнутые результаты на фронте.
Отсрочка помощи и даже начало ее передачи только весной, как это произошло в прошлом году, делает для Украины практически невозможным успех в новом контрнаступлении в этом году.
Началась стадия истощения в так называемой позиционной войне. Но такие войны выигрываются в тылу. Другими словами: чьи экономические возможности для ведения более продолжительной войны выше, тот и победит. Однако для Украины, как гораздо меньшей по сравнению с Россией страны, это невозможно без иностранной помощи.
Угроза по имени Трамп
Самый большой вопрос сегодня – ситуация в США. Несмотря на устойчивый оптимизм по поводу того, что Конгресс наконец сможет договориться о предоставлении помощи, угроза в американском лагере еще не миновала. В начавшейся президентской предвыборной гонке лидирует, к сожалению, Трамп, который пообещал с первого дня своего президентства прекратить помогать украинцам, что фактически вынудит их заключить мир с Путиным на его условиях.
Юридически такая возможность у Трампа появится 20 января следующего года, когда он будет приведен к присяге. Но уже после ноябрьских выборов весь американский властный аппарат начинает адаптироваться к приходу новой администрации и едва ли станет принимать важные решения. Такова традиция, и ее вряд ли можно полностью игнорировать.
Плохая новость еще и в том, что Путин явно рассчитывает на возможную победу Трампа и немедленное прекращение им помощи Украине. Хозяин Кремля хочет продлить войну и плетет интриги против помощи, оказываемой Киеву. И время подходящее: с начала года в 78 странах мира проходят национальные выборы, которые затрагивают половину населения планеты. Давление внутриполитической повестки само переносит внимание с войны на Украине на внутренние дела государств.
И, наконец, надо понять, что с точки зрения Путина все идет по плану. Российская экономика выросла – на 2,7% по данным ООН, на 3,5% по данным Росстата. Официальная инфляция в настоящее время колеблется в пределах десятка процентов, хотя неофициально она как минимум вдвое выше. Путин, лопаясь от гордости, заявил, что экономика может вырасти на целых 4% и выйти на 5-е место в мире.
Понятно, что этот формальный рост произошел благодаря тому, что Москва сумела перевести экономику на военные рельсы. Продукция с военных заводов поступает 24/7 – пусть в будущем она и будет бесполезна для экономики. Вкупе с массовым экспортом российского сырья, несмотря на санкции, статистическая картина выглядит недурно.
В то же время если вместе с относительно неопределенной базой расчета Паритета покупательной способности посмотреть на другие показатели, такие как ВВП на душу населения в абсолютном значении, Россия сразу же опускается на 60-е место в мире, а по абсолютному ВВП – во вторую десятку.
К сожалению, это также показывает, что санкции, введенные против России, не работают должным образом, и здесь нужно что-то делать. Но это тема для другого разговора.